• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 36 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Национальный психологический журнал. 2014. Т. 3. № 15. С. 39-51.

В статье исследуются возможности и ограничения совладающего поведения детей и подростков в интернете и помощи им со стороны значимых взрослых (родительской медиации) в контексте новой социальной ситуации развития, опосредованной современными инфо-коммуникационными технологиями, в первую очередь, интернетом. Исследование проводилось на основе методологии EUKidsOnline II в 11 регионах 7 Федеральных округов России (1025 пар «родитель-ребенок»).  Согласно полученным данным, к числу наиболее распространенных рисков относятся столкновение с сексуальным и негативным контентом, мошенничеством и хищением личных данных, встречи с онлайн знакомыми. Особенности переживания и совладания с рисками онлайн зависят от доминирующей деятельности подростка в сети: так, ориентированные на учебу дети наименее подвержены этому риску, но они глубже и длительнее переживают такие ситуации, чаще используют для решения пассивные стратегии. В группу наибольшего риска по встрече с сексуальным контентом в сети попадают «потребители контента», активно использующие различные ресурсы сети, в том числе для поиска. При этом они испытывают меньше негативных эмоций, чаще активно пытаются справиться с проблемой, практически не прибегают к офлайн поддержке. Возможности родительской медиации на настоящий момент невелики: стратегия запретов связана со снижением вероятности столкновения с рисками, особенно для ориентированных на учебу подростков; тогда как стратегия объяснений и поощрений действенна для подростков, занятых самой разной деятельностью в интернете, связана с более реалистичной оценкой риска и использованием ребенком активных стратегий совладания и социальной поддержки. Интернет для современного подростка выступает как сложно организованное психологическое «орудие», которое присваивается ребенком, задавая особенности его деятельности и саморегуляции, в том числе, его возможности в совладании с трудными жизненными ситуациями. 

Добавлено: 14 июля 2015
Статья
Базаров Т. Ю., Туманян Д. Национальный психологический журнал. 2012. Т. 2. № 8. С. 116-123.

В статье рассматриваются различные подходы, и точки зрения о влиянии дефицита времени на эффективность творческого решения задач в группе. Описываются типологии временной перспективы личности. Приводятся результаты исследования, демонстрирующие: влияние большего и меньшего дефицита времени на решение творческих задач в группе, влияние последовательного и одновременного предъявления задач на эффективность группового решения при дефиците времени.

Добавлено: 19 ноября 2013
Статья
Базаров Т. Ю., Базарова К. Национальный психологический журнал. 2007. № 2. С. 120-128.
Добавлено: 24 декабря 2008
Статья
Реан А. А. Национальный психологический журнал. 2017. Т. 26. № 2. С. 85-91.

В статье рассматривается вопрос социально-перцептивных представлений детей о матери. Подчеркивается, что социально-перцептивный образ матери связан с определенной установкой, поэтому он влияет на готовность ребенка действовать определенным образом, а также на готовность реализовывать вполне конкретную стратегию взаимоотношений. Приводятся результаты масштабного эмпирического исследования, в котором приняли участие 7000 старшеклассников. Выборка была репрезентативной по всем основным параметрам, в ней были представлены респонденты из больших и малых городов России, а также из сел, из полных и неполных семей, из семей с 1–2 детьми и многодетных семей. Результаты исследования в общей выборке показали, что в совокупном социально-перцептивном портрете матери присутствуют только положительные качества, и нет ни одного негативного дескриптора. Кроме того, выявлен высокий уровень конкордации (согласованности, единодушия) в восприятии и оценке этого образа респондентами. Проведен сравнительный анализ образа матери в сознании юношей и девушек, в сознании респондентов из полных и неполных семей, из городских и сельских семей, из семей с одним-двумя детьми и из многодетных семей, из многодетных полных и многодетных неполных семей. Установлено, что социально-перцептивный портрет матери остается положительным во всех перечисленных группах. Однако обнаруживаются и определенные различия. Они имеют место в некоторых изменениях состава наиболее значимых качеств. Кроме того, различия также есть и в уровне конкордации выбора респондентов в конкретных группах, отличающихся по гендерному или социальным признакам.

Добавлено: 17 октября 2017
Статья
Золотарева А. А. Национальный психологический журнал. 2020. Т. 37. № 1. С. 40-49.

Актуальность. Методика BPS-SR (Boredom Proneness Scale-Short Form) является краткой и наиболее удачной версией знаменитой шкалы предрасположенности к скуке Р. Фармера и Н. Сандберга (Struk et al., 2017).

Цель. Целью настоящего исследования стала адаптация русскоязычной версии BPS-SR.

Описание хода исследования. Психометрические показатели русскоязычной версии BPS-SR были проанализированы на выборке мужчин (N=151), отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Результаты исследования. Факторная структура BPS-SR, оцененная с помощью эксплораторного и конфиматорного факторного анализа, указала на гомогенность шкалы и тем самым подтвердила гипотезу авторов оригинальной версии BPS-SR о преимуществе исключительно прямых тестовых пунктов в составе шкалы. Показатели надежности (α-Кронбаха=0,86) и валидности BPS-SR также подтвердили психометрическую адекватность русскоязычной версии шкалы. Предрасположенность к скуке оказалась позитивно связанной с апатией, переживанием безнадежности, переживанием одиночества и мужским депрессивным синдромом, что позволяет рассматривать ее в качестве потенциального фактора психологической дезадаптации во взрослом возрасте. Анализ социально-демографических характеристик, проведенный с помощью однофакторного дисперсионного анализа ANOVA, показал, что возраст, семейное положение, наличие детей, вид правонарушения и срок отбывания наказания не оказывают значимого влияния на предрасположенность к скуке, тогда как показатели BPS-SR напрямую зависят от уровня образования респондентов. Респонденты, имеющие высшее и среднее специальное образование, оказались менее предрасположенными к скуке, чем респонденты с неполным средним или средним общим образованием.

Выводы. В заключении делается вывод о том, что адаптированная версия BPS-SR может считаться психометрически обоснованным средством диагностики предрасположенности к скуке у русскоязычных респондентов.

Добавлено: 28 апреля 2020
Статья
Стрижова Е. А., Гусев А. Н. Национальный психологический журнал. 2014. С. 110-116.

В статье представлена новая методология и метод диагностики трудовой мотивации, в основу которых положено понятие мотивационной (проблемной) задачи. Мотивационная задача - это средство для последовательной самооценки человеком актуального поля мотивационных объектов и последующей реконструкции на этой основе его мотивационного пространства. Условия решения мотивационной задачи реализованы в методике Мотивационная карта. Процедура диагностики предполагает множественную визуальную сравнительную оценку испытуемым перечня мотивационных объектов (Ж.Нюттен) в 2-мерном графическом пространстве оценочных шкал. Для обозначения геометрической структуры, отражающей взаимосвязи мотивационных объектов, использован термин субъективное мотивационное пространство, опираясь на определение субъективного психологического пространства в современных моделях многомерного шкалирования. Мотивационные объекты и шкалы методики были получены в серии эмпирических исследований. Условиями мотивационной задачи являются: ранжирование мотивационных объектов, определение субъективного центра мотивационного пространства, множественная сравнительная оценка мотивационных объектов, последовательное уточнение оценок мотивационных объектов, корректировка мотивационного пространства с учетом размещения высокоприоритетного мотивационного объекта. Апробация методики была проведена на выборке 206 человек (специалисты финансового сектора) и включала 2 серии – тест и ретест. Для вычисления показателя конструктной валидности были сопоставлены результаты, полученные с помощью апробируемой методики, с данными, полученными по внешнему критерию - шкалами стандартных методик диагностики трудовой мотивации при помощи регрессионного анализа. Для оценки ретестовой надежности и обоснования внутренней валидности методики был проведен корреляционный анализ факторов координат мотивационных объектов, полученных в результате проведения основной серии и ретеста. Разработанная процедура позволяет предположить, что получаемые психодиагностические оценки выраженности трудовой мотивации располагаются на интервальной шкале.

Добавлено: 20 марта 2014
Статья
Стрижова Е. А., Гусев А. Н. Национальный психологический журнал. 2010. № 1. С. 128-133.

В статье показана возможность диагностики трудовой мотивации методом выявления субъективных различий между мотивационными объектами (мотивами трудовой деятельности) в пространстве оценочных шкал. Описан опыт разработки методики, представлены результаты исследования, направленного на выявление мотивов трудовой деятельности (мотивационные объекты) и шкал для их оценки.

Добавлено: 11 ноября 2012
Статья
Стрижова Е. А. Национальный психологический журнал. 2016. № 1(21) . С. 78-87.

В статье представлены результаты исследования некоторых аспектов динамики трудовой мотивации у испытуемых, принятых на работу на испытательный срок в организации финансового сектора. Исследовано влияние мотивационного объекта «Деньги» на мотивационное пространство до и после трудоустройства, предпринята попытка операционализации ситуационной и временно́й стабильности трудовой мотивации. Исследование проведено с помощью авторской методики «Мотивационная карта», основанной на методологии мотивационной задачи (Стрижова, Гусев, 2013). Под мотивационной задачей понимается средство для последовательной рефлексии человеком актуального поля мотивационных объектов и последующей реконструкции на этой основе его индивидуального мотивационного пространства. Проведенное исследование позволило подтвердить предположение о том, что в ситуации приема на работу материальная стимуляция оказывает значимое влияние на большее число параметров мотивационного пространства по сравнению с ситуацией включенности человека в трудовую деятельность. При этом были показаны параметры мотивационного пространства, на которые мотивационный объект «Деньги» оказывает влияние как до, так и после трудоустройства. Ситуационная стабильность трудовой мотивации оценивалась с помощью показателей корреляции между координатами 15 мотивационных объектов, полученными в двух этапах решения мотивационной задачи. Первый этап – оценка мотивационных объектов в графическом пространстве оценочных шкал. Второй этап – размещение мотивационного объекта «Деньги» среди уже оцененных мотивационных объектов и их переоценка. Временна́я стабильность оценивалась с помощью корреляции между аналогичными показателями мотивационного пространства до и после трудоустройства. На основе полученных данных представляется возможным сформулировать предположение о том, что ситуационная и временна́я стабильность мотивации могут выступать факторами индивидуальных различий испытуемых.

Добавлено: 14 апреля 2016
Статья
Исаева О. М., Васильева Е. Н., Акимова А. Ю. Национальный психологический журнал. 2021. № 1.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Россия является мировым лидером по числу женщин, входящих в состав управленческих органов в спорте высших достижений. При этом профессиональная мотивация женщин, осуществляющих деятельность в сфере бокса, и ее связь с психологическим благополучием не были специальным предметом изучения. Вместе с тем, целенаправленное управление мотивацией сотрудников могло бы способствовать повышению их профессиональной эффективности, удовлетворенности реализацией себя в профессиональной сфере и, вследствие этого, достижению устойчивого психологического благополучия.

Цель данной работы: изучить профессиональную мотивацию женщин, являющихся сотрудниками Федерации бокса России (ФБР), и ее связь с психологическим благополучием. 

Описание хода исследования. Было проведен опрос 39 женщин в возрасте от 23 до 59 лет, являющихся членами ФБР. Для исследования профессиональной мотивации были использованы опросник профессиональной мотивации Э. Деси и Р. Райана (в адаптации E.Н. Осина, Т.Ю. Ивановой, Т.О. Гордеевой) и авторская анкета. Для изучения психологического благополучия применялась шкала К. Рифф в адаптации Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной.

Результаты исследования позволили определить факторы привлекательности деятельности в ФБР, где лидирующее место занимают «интерес к деятельности», «возможности профессионального развития» и «коллектив». Внутренняя профессиональная мотивация доминирует, что согласуется с данными о привлекательности выполняемой деятельности в ФБР вследствие интереса к ней, возможности личностного развития, ощущения психологического благополучия от процесса и результатов своей деятельности. Установлены положительные корреляционные связи автономной профессиональной мотивации с психологическим благополучием. 

Выводы. Полученные данные позволили описать профессиональную мотивацию женщин, работающих в ФБР, и ее связь с психологическим благополучием. 

Ключевые слова: профессиональная мотивация, теория самодетерминации, психологическое благополучие, бокс, женщина в боксе

Добавлено: 16 февраля 2021
Статья
Липатов С. А., Ловаков А. В. Национальный психологический журнал. 2010. № 1(3). С. 70-75.

В статье рассматриваются исследования организационной идентификации в зарубежной психологии. Анализируются различные подходы к определению структуры организационной идентификации, а также взаимосвязь организационной идентификации с установками и поведенческими проявлениями работников, такими как намерение уволиться, удовлетворенность работой, сверхролевое поведение и гражданское поведение в организации.

Добавлено: 4 января 2013
Статья
Базаров Т. Ю., Шевченко Ю. С. Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). С. 80-86.
Добавлено: 12 декабря 2010
Статья
Стефаненко Т. Г., Тумгоева Т. А., Котова М. В. Национальный психологический журнал. 2017. Т. 28. № 4. С. 45-56.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Авторы статьи задаются вопросом о том, каким образом осуществляется преемственность и поддержание социальной идентичности из поколения в поколение. Особое внимание привлекают факты сохранения памяти о травматичном прошлом группы, например, происходивших репрессиях, депортациях, поскольку они противоречат распространенному взгляду на социальную идентичность как инструмент достижения позитивной индивидуальной самооценки на основании позитивного образа группы. В статье предполагается, что культурная память, играя роль связующего звена между прошлым, настоящим и будущим социальной группы, обеспечивает преемственность социальной идентичности. В том числе и идентичности, включающей осмысление и переживание негативного прошлого группы. 

Цель. Целью настоящего исследования выступило обоснование роли культурной памяти как основы идентификации с группой и эмпирическая проверка существования взаимосвязи между этими двумя конструктами. 

Описание хода исследования. В письменном анкетировании приняли участие 296 человек, в возрасте от 17 до 70 лет (M = 26,22, SD = 10,0), идентифицировавших себя как ингуши. Респонденты отвечали на вопросы относительно своей социальной идентичности (этнической, гражданской и религиозной), оценивали свои переживания, связанные с фактом депортации, и развернуто обосновывали необходимость сохранения культурной памяти о депортации.

Результаты исследования. Обработка данных показала, что мера идентичности с группой положительно взаимосвязана с мерой переживания факта депортации, хотя эти переживания отнюдь не позитивные (гнев, обида, унижение, душевная боль и др.), а также с частотой вспоминания о факте депортации и желании больше узнать об этом событии. 

Выводы. Полученные результаты подтверждают высказанное предположение о роли культурной памяти. Они позволяют проводить дальнейшие исследования по уточнению взаимосвязи между культурной памятью и социальной идентичностью, по оценке действия дополнительных факторов, например, групповых эмоций, психологического благополучия и других.

Добавлено: 1 марта 2016
Статья
Вишневский А. Г. Национальный психологический журнал. 2011. № 2. С. 90-97.

Рассмотрена проблема современной иммиграции в России, причины, ее вызывающие, вероятные положительные и отрицательные последствия. Показаны возможные пути интеграции мигрантов в российское общество. Очерчены границы толерантности. Намечены пути борьбы с мигрантофобией.

Добавлено: 15 ноября 2012
Статья
Рассказова Е. И., Солдатова Г. У. Национальный психологический журнал. 2016. Т. 2. № 22. С. 50-60.

Представлена концепция цифровой компетентности, включающая четыре компонента (знания, умения, мотивация и ответственность), реализующихся в четырех сферах (контент, коммуникация, потребление и техносфера). Предлагается понятие модели цифровой компетентности как специфической системы представлений подростков о своих возможностях и желаниях в онлайн мире. Развитие этой системы опосредуется особенностями мотивации и деятельности онлайн, система регулирует как дальнейшую деятельность онлайн, так и дальнейшее развитие цифровой компетентности, она может быть реалистичной или «иллюзорной». На основе данных всероссийского исследования цифровой компетентности (1203 подростка 12–17 лет) методом латентных классов было выделено пять моделей цифровой компетентности, соответствующих ее низкому и среднему уровням при высокой и низкой мотивации, высокому специфическому (по компонентам умений и безопасности) и общему уровням. Показано, что более высокая оценка цифровой компетентности связана с возможностями более длительного и самостоятельного доступа в интернет, а также с историей его самостоятельного освоения. Иллюзия цифровой компетентности связана с широким, но поверхностным освоением деятельностей онлайн. Мотивация развития цифровой компетентности связана с участием других людей в освоении интернета и признанием их роли, сравненем собственных имений и знаний с умениями и знаниями этих людей, а также с субъективно меньшим «цифровым разрывом» с родителями. Выдвигается предположение, что мотивационный компонент цифровой компетентности развивается в успешном взаимодействии с другими людьми по поводу интернета, при обучении у них и в сравнении с ними, если круг деятельностей и интересов онлайн предполагает активность и требует развития новых умений. На основе анализа моделей цифровой компетентности выделяются начинающие, опытные и продвинутые пользователи, находящиеся в разных группах риска по возможности столкновения с контентными, коммуникационными, техническими и потребительскими онлайн-угрозами.

Добавлено: 27 сентября 2020
Статья
Подольский А. И. Национальный психологический журнал. 2017. № 3. С. 9-20.

Отмечая 115-летний юбилей со дня рождения выдающегося отечественного ученого и отдавая должное конкретному вкладу П.Я. Гальперина в общую, генетическую и педагогическую психологию, нужно особо выделить сформулированный им уникальный по своей внутренней целостности и системности подход к сущности психических явлений и процессов, к механизмам их формирования и развития. Можно выделить, по меньшей мере, три основных направления применения порожденного П.Я. Гальпериным знания, его Системы Психологии. Первое направление - использование метода планомерно-поэтапного формирования в целях исследования становления и развития психической деятельности человека. Второе направление - изучение теоретически описываемого и реально осуществляемого процесса планомерно-поэтапного формирования как психологической реальности. Третье направление - использование положений теории планомерно-поэтапного формирования в практике обучения. Стратегическим вопросам реализации этого последнего направления посвящена данная статья. Показывается, что реальное практическое применение положений Системы Гальперина, успешное практическое обучение, особенно не в единичном, фактически лабораторном, а в массовом варианте, требует, как ни парадоксально это прозвучит, гораздо более углубленных и расширенных представлений о механизмах формирования умственной деятельности человека, нежели какие-либо академические лабораторные исследования. Рассматриваются причины относительно ограниченного применения возможностей, предоставляемых теорией Гальперина, в практике обучения. Рассматриваются перспективы дальнейшего движения психологии по пути, намеченному П.Я. Гальпериным, уточняются направления дальнейших разработок, имеющих целью повышение практических возможностей теоретического подхода этого ученого.

Добавлено: 29 октября 2018
Статья
Семенов И. Н. Национальный психологический журнал. 2014. № 4(16). С. 3-12.

В статье на фоне анализа эволюции российской истории психологии характеризуется научно- исследовательская и преподавательская деятельность одного из крупнейших современных историков психологии – заслуженного профессора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАО Антонины Николаевны Ждан. Показан оригинальный вклад ее трудов в изучение мировой и отечественной истории психологии, в историко-научные исследования факультета психологии МГУ и в развитие преподавания истории психологии на кафедре общей психологии этого университета. Рассказывается о зарождении историко-психологических исследований в дореволюционной и советской психологии: в открытом при МГУ им. Ломоносова Психологическом институте (1914 год) и на факультете психологии Университета (созданном в 1966 году). Отмечена роль А.Н. Ждан в создании итоговых энциклопедических изданий, посвященных 250-летию Университета. Анализируется деятельность учителя Антонины Николаевны – Петра Яковлевича Гальперина, который первым разработал учебный курс по истории психологии, что составило основу для написания им хрестоматий и университетской программы по этой дисциплине. Показана конструктивная роль научно-педагогической деятельности А.Н. Ждан по разработке первого в стране университетского фундаментального учебника по истории психологии, которая изучается ею с позиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева и концепции ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина. Анализируются работы А.Н. Ждан, посвященные различным аспектам истории психологии и формулированию теоретических принципов ее изучения и развития. Показано значение трудов Ждан для развития методологии психологии, отмечается, что это направление исследований характеризует научную школу истории мировой и российской психологии, сформировавшуюся с ее участием.

Добавлено: 10 марта 2016
Статья
Реан А. А., Баранов А. А., Махмутова Р. К. Национальный психологический журнал. 2016. Т. 24. № 4. С. 108-114.

В статье представлены результаты изучения особенностей взаимодействия матерей с детьми дошкольного возраста, имеющими интеллектуальные нарушения. В эмпирическом исследовании были использованы опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой и шкала степени отверженности ребенка А.И. Баркан. Основная идея научного изыскания – оптимизация эмоционального взаимодействия матерей с такими детьми-дошкольниками средствами психологического тренинга, нацеленного на формирование у родительниц эмоционально-чувственной, эмпатийно-поведенческой и когнитивно-рефлексивной составляющей общения. Полученные данные позволяют описывать эмоциональную сторону взаимодействия матери с дошкольником, имеющим интеллектуальные нарушения, как дизьюнктивную – для большинства опрошенных матерей характерна низкая чувствительность к состоянию и потребностям такого ребенка, непонимание причин его поведения, неспособность к сопереживанию ему в трудных ситуациях. С целью повышения способностей матерей к пониманию собственного ребенка, его переживаний, состояний, интересов, особенностей и закономерностей его развития, а также изменения отношения родителей к ребенку и себе была реализована тренинговая программа. Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительное влияние групповой работы на специфику детско-родительского эмоционального взаимодействия. Увеличилось число матерей, которые понимают настроение ребенка с интеллектуальными нарушениями, сочувствуют ему, устанавливают с ним спокойные отношения. Мамы научились контролировать развитие дошкольника, стали чаще стремиться к телесному контакту с ним. Многие начали оказывать своему ребенку эмоциональную поддержку, учитывать его настроение и интересы при планировании досуга.

Добавлено: 17 октября 2017
Статья
Реан А. А. Национальный психологический журнал. 2016. № 1. С. 3-8.

В статье обращается внимание на большое количество разводов в современной России. Подчеркивается, что значительная их часть приходится на первые годы брака. Вместе с тем, большинство опросов, проведенных в предыдущие годы показали, что семья занимает одно из первых мест в структуре ценностей нашей молодежи. На основе этого противоречия делается вывод, что молодежь нужно специально готовить к семейной жизни. Современная семья и школа с этой задачей не справляются. Нами было проведено масштабное эмпирическое исследование в восьми регионах разных федеральных округов России, результаты которого приведены в статье. Общий объем репрезентативной выборки составил более 7000 человек. В выборку вошли респонденты из больших и малых городов России, а также из сел, из полных и неполных семей, из семей с 1-2 детьми и многодетных семей. Исследование показало, что в структуре жизненных ценностей молодежи семья по-прежнему занимает первое место. Установлено также, что абсолютное большинство респондентов полагает, что нужно специально готовить человека к созданию семьи. При этом только треть опрошенных считает, что это можно сделать посредством преподавания специального курса по вопросам семьи и семейной жизни в школах. Выяснилось, что для большинства респондентов их нынешняя, родительская семья не является ориентиром и образцом. Установлено, что наибольшее влияние на молодежь в процессе их взросления оказывает мать. Отцы, занимая второе место, проигрывают матерям с большим разрывом. Выявлено, что обобщенные портреты матери и отца оказались полностью положительными, то есть они не содержали ни одной негативной характеристики. Общие качества, которые попали в первую десятку наиболее популярных при описании как отца, так и матери, следующие: добрый, надежный, заботливый, ответственный, семейственный, умный. Другие качества из первой десятки наиболее приоритетных в портретах отца и матери различаются.

Добавлено: 13 декабря 2016
Статья
Григорьев Д. С. Национальный психологический журнал. 2020. № 4.

Контекст. Патриотическое воспитание проводится во многих странах, являясь неотъемлемой частью процесса социализации молодого поколения. С другой стороны, патриотизм часто используется автократиями для сохранения власти и в крайнем своём проявлении завершается идеологической убеждённостью в необходимости тотального контроля государства над всеми аспектами общественной и частной жизни. Какова социльно-психологическая сторона этого возможного превращения?

Цель. Целью проведённого исследования была проверка модели для взаимосвязи патриотизма, национализма, правого авторитаризма и политического тоталитаризма, а также рассмотрение роли коллективного нарциссизма для этих взаимосвязей. Проверяемая модель предполагала, что патриотизм напрямую не связан с тоталитаризмом, данная связь медиируется национализмом и авторитаризмом правого толка, при этом патриотизм и национализм связаны только при условии высокого уровня коллективного нарциссизма (т. е. коллективный нарциссизм демонстрирует эффект модерации).

Методики и выборка. Исследование роли коллективного нарциссизма для взаимосвязи патриотизма, национализма, правого авторитаризма и политического тоталитаризма проводилось на гендерно сбалансированной выборке жителей России (N = 232) в возрасте от 16 до 61 года (М = 28.5; SD = 10.2), собранной в 2018 г. Для измерения использовались надёжные и валидные инструменты: культурный патриотизм и национализм (Григорян 2013; Григорян, Лепшокова, 2012), коллективный нарциссизм (Golec de Zavala et al., 2009), авторитаризм правого толка (Bizumic, Duckitt, 2018).

Результаты. В соответствии с выдвинутыми из модели гипотезами, было установлено, что (1) патриотизм напрямую не связан с тоталитаризмом: национализм и авторитаризм полностью опосредовали взаимосвязь между патриотизмом и тоталитаризмом, а национализм — между патриотизмом и авторитаризмом; (2) патриотизм был положительно связан с национализмом только при условии высокого уровня коллективного нарциссизма; (3) национализм был положительно связан с авторитаризмом и тоталитаризмом, а авторитаризм — с тоталитаризмом.

Выводы. Коллективный нарциссизм может отражать процесс компенсации низкой самооценки и отсутствия контроля над своей жизнью, перекладывая это на веру в возвеличенный образ ингруппы и её право на особое признание, что в последствие помогает использовать патриотизм в качестве основы для поддержки политического тоталитаризма. Национализм и авторитаризм в этом процессе могут нести инструментальную функцию, выступая в качестве определённых стратегий для реализации мотивационной направленности, задаваемой коллективным нарциссизмом.

Добавлено: 9 ноября 2020
Статья
Шлягина Е. И., Гусев А. Н., Львова Е. Н. Национальный психологический журнал. 2016. № 1. С. 19-27.

В статье подчеркивается актуальность психологии совладания и ее востребованность в связи с возрастающим интересом к феномену неопределенности. Предлагается понимание совладания как сложного установочного образования, обладающего уровневой структурой. Обосновывается необходимость рассмотрения особенностей совладания как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Обсуждается недостаточная прогностическая сила опросных методов, традиционно применяемых для исследования особенностей совладания, и незаслуженный недостаток внимания со стороны исследователей к проективным методам, которые незаменимы при диагностике неосознаваемых компонентов совладания. В связи с изменением представлений о диапазоне трудных жизненных ситуаций и смещением фокуса внимания на субъективное восприятие трудности, предлагается рассмотрение ситуаций фрустрации как повседневных трудных жизненных ситуаций. Содержательно обосновывается возможность применения теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга для диагностики неосознаваемых компонентов совладания. Это уровень изучения смысловых установок, лежащих в основе совладающего поведения. Представлены результаты эмпирического исследования связей между направлением и типом вербальных реакций во фрустрирующих ситуациях и личностными характеристиками субъекта (толерантность/интолерантность к неопределенности, общая осмысленность жизни, личностная тревожность, уровень субъективного контроля). Участниками выполненного исследования стали 199 педагогов средних образовательных школ, средний возраст 40,6 лет. Было показано существование значимых связей между отдельными типами и направлениями реакций и личностными характеристиками, использовалась процедура «Обобщенные линейные модели». Представленное в статье обсуждение полученных результатов вместе с ранее имевшимися данными показало наличие возможных опосредствованных связей между отдельными стратегиями совладания и типами вербальных реакций по тесту С. Розенцвейга.

Добавлено: 23 октября 2018
Статья
Реан А. А. Национальный психологический журнал. 2018. Т. 30. № 2. С. 3-12.

Актуальность (контексттематики статьиПроблема профилактики асоциального поведения несовершеннолетних актуальна потому, что делинквентное, противоправное поведение детей и подростков является мощным фактором риска асоциального развития личности в целом, фактором, отрицательно влияющим на всю их дальнейшую жизнь.

Цель: Проанализировать причины и последствия асоциального развития личности детей и подростков, рассмотреть теоретические исследования, посвященные профилактике асоциального поведения и преступности несовершеннолетних, безнадзорности и беспризорности, а также реабилитации и ресоциализации таких детей и подростков.

Описание хода исследования. В статье изучается проблема подростковой агрессии в современном российском обществе. Работа опирается на широкий круг зарубежных и отечественных исследований посвященных данной проблеме, анализ нормативно-правовых документов и региональных практик, а также данные опроса российских подростков, проведенного автором в 2017 году.

Результаты исследования. Показано, что психологическая деформация семьи и системы отношений в ней оказывают непосредственное влияние на формирование девиантного, асоциального поведения подростков. Выявлена также значимая отрицательная корреляционная связь между школьным климатом и агрессивностью школьников. Были обнаружены высокие значимые положительные интеркорреляции между индикаторами школьного климата: безопасностью школы и отношениями учителей с учащимися. Установлено, что дети, не вовлеченные в ситуацию школьной травли, оценивают климат и безопасность в школе значимо выше, чем дети, которые включены в эту ситуацию. Эта закономерность характерна для всех участников травли, независимо от их роли в ситуации – жертвы, агрессора или наблюдателя.

Выводы. На основании рассмотренных в публикации данных даны рекомендации, которые могут быть учтены при формировании государственной политики по профилактике асоциального поведения и агрессии несовершеннолетних. Особо отмечается значимость совместной деятельности школы и семьи, которая может быть эффективным инструментом предупреждения подростковой агрессии.

Добавлено: 17 октября 2018
1 2