• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 100 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Алексеев Т. Д. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2016. № 43. С. 100-127.

В статье представлен краткий обзор применения метода анализа последовательностей в социологии. Обсуждается как контекст появления метода в социальных науках, так и примеры его основных приложений. Анализ последовательностей рассматривается в контексте классификации более широкого набора методов анализа временных данных и оценивается в плане своих сравнительных достоинств и недостатков применительно к разным исследовательским вопросам, типам данных и теоретическим допущениям.

Добавлено: 11 октября 2017
Статья
Толстова Ю. Н. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 1995. № 5-6. С. 169-176.


Обсуждается важность введения специализации "Методы социологических исследований" в социологическое образование. Описывается состояние подготовки кадров по этой специальности; раскрываются причины возросшей потребности в специалистах по методам социологических исследований; определяются цели введения этой специальности.

Добавлено: 26 ноября 2010
Статья
Климова С. Г., Галицкая Е. Г. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 30. С. 107-130.

В статье предлагается концептуальная модель и процедура типологического анализа настроений на примере репрезентативного исследования, проведенного среди российских рабочих. В анализе используется метод структурно-логической типизации, в основе которого – многоэтапная кластеризация и процедура выделения «ядер кластеров». Описываются типы рабочих, выделенных по характерным для каждого типа настроениям.

 

Добавлено: 21 октября 2012
Статья
Шафир М. А. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2009. № 28. С. 29-44.

Статья посвящена известному и активно применяющемуся в исследовательской практике методу обработки нечисловой информации - анализу соответствий. Метод рассматривается в контексте французской традиции анализа данных и сравнивается с другими разведочными методами.

Добавлено: 11 февраля 2013
Статья
Зевелева О. И. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 39. С. 7-39.

Биографический метод в социологии и метод критического дискурс анализа на первый взгляд малосовместимы. В то время как биографический метод основан на изучении индивидов как социальных акторов, критический дискурс анализ основан на анализе политических и общественных структур и их идеологической составляющей. Биографические исследования в социологии основаны анализе текстов нарративных интервью, которые являются продуктом взаимодействия интервьюера и респондента. Критический дискурс-анализ, напротив, основан на изучении существующих документов и текстов, которые созданы в определенных институциональных контекстах, например в медийных или государственных. В данной статье автор рассматривает ограничения и возможности сочетания данных методов. В статье изложены основные положения биографического метода в социологии, рассматриваются базовые принципы критического дискурс анализа, проанализированы возможности сочетания данных методов, и приведен пример эмпирического исследования, в рамках которого такое сочетание подходов открывает новые интерпретативные возможности.

Добавлено: 25 декабря 2014
Статья
Колозариди П. В. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 38. С. 96-127.

При проведении исследования нередко возникает необходимость брать интервью у респондентов, географически удалённых друг от друга и интервьюера. Современные технологии позволяют делать это с помощью таких сервисов, как Skype, видеоприложение Google и других программ, обеспечивающих видеосвязь между пользователями. Если в одном исследовании используются оба метода – и интервью лицом к лицу и онлайн-интервью, необходимо понимать, полностью ли сопоставимы результаты. В настоящей статье предлагается анализ разнообразных технически опосредованных интервью и на эмпирической базе предлагается возможных различий между интервью лицом к лицу и с помощью онлайн-приложений. В результате выясняется, какие обстоятельства могут привести к искажению результатов и как этого избежать.

Добавлено: 15 октября 2014
Статья
Рогозин Д. М. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2006. № 22. С. 77-89.
Добавлено: 27 октября 2010
Статья
Руднев М. Г. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2009. № 28. С. 107-128.

В статье представлены результаты вторичного анализа данных, полученных с помощью методики Ш. Шварца в Европейском социальном исследовании. Анализируется влияние принадлежности к русскоязычному сообществу на жизненные ценности людей, проживающих в разных странах (Израиль, Латвия, Россия, Украина, Эстония). Проводятся кросс-культурные сравнения ценностей, опираясь на методы дисперсионного и регрессионного анализов.

Добавлено: 29 ноября 2012
Статья
Мавлетова А. М., Малошонок Н. Г., Терентьев Е. А. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 38. С. 72-95.

Исследуется влияние разных элементов электронного приглашения на увеличение доли откликов в онлайн-опросах. Представлены результаты методических экспериментов для проверки влияния семи факторов: наличие персонального обращения к респонденту; указание на значимость участия в опросе определенных групп респондентов; указание на то, что респондент был отобран для ответа на специальный блок вопросов; возможность получения результатов опроса; отправитель приглашения; тема письма; наличие изменений в тексте повторных напоминаний. Эксперименты проводились в рамках опросов абитуриентов, студентов и выпускников трех российских вузов. Наиболее значимым фактором оказался статус отправителя приглашения. Приглашение принять участие в опросе от имени декана увеличило долю откликов вдвое по сравнению с приглашением от имени исследовательского центра. Влияние остальных факторов было либо не столь однозначным, либо статистически незначимым. В некоторых группах было обнаружено, что на долю откликов положительно влияют такие факторы, как обращение к респонденту по имени и отчеству, а также указание на специальный отбор.

Добавлено: 23 ноября 2014
Статья
Жучкова С. В., Ротмистров А. Н. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2018. № 46. С. 85-122.

Рассматривается вариант работы с пропущенными данными (далее «пропуски») «как есть», т.е. предполагающий придание пропускам статуса самостоятельной категории изучаемой переменной. Этот вариант работы с пропусками кардинально отличается от других вариантов работы с ними: удалять те наблюдения, которые содержат пропуски, или заполнять пропуски. Единственный известный нам метод, позволяющий реализовать вариант работы с пропусками «как есть» – CHAID. CHAID относится к классу методов деревьев решений; сам по себе этот метод очень интересный и актуальный именно для исследователей, имеющих дело с категориальными переменными и нелинейными связями.

Мы не обнаружили в литературе ответ на вопрос, какие конкретно преимущества и ограничения имеет реализованный в CHAID вариант работы с пропусками «как есть» по сравнению с обозначенными альтернативными вариантами. Несмотря на это модели деревьев с пропусками нередко встречаются в эмпирических исследованиях. Чтобы начать дискуссию по этому поводу, мы провели несколько серий статистических экспериментов на модельных данных, организованных в три переменные категориального и интервального типа. Было эмпирически установлено, что в целом метод корректно распределяет пропуски по узлам, однако в большинстве случаев включение пропусков в анализ сопровождается изменениями в структуре дерева, а следовательно, существует риск получения неверных, ложных, ошибочных выводов. В работе также представлены рекомендации на предмет того, какие факторы следует учитывать при принятии решения о включении пропусков в модель «как есть».

Добавлено: 17 сентября 2018
Статья
Кольцова Е. Ю., Маслинский К. А. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2013. № 36. С. 113-139.

В статье изложены методологические результаты исследования русскоязычных блогов. Произведена адаптация и апробация автоматизированных методов анализа текстов и соответствующего программного обеспечения для решения содержательных задач (выявление тематической структуры блогосферы, описание ее изменений во времени, выявление процесса образования дискуссионных сообществ). Выделяются и описываются два класса методов деления больших массивов текстов на группы – кластерный анализ и тематическое моделирование; из каждой группы выбирается и апробируется программное обеспечение (ПО). Эксперименты проводятся на двух массивах данных в 104 постов каждый. Обосновывается выбор в пользу тематического моделирования, представлено описание полной технологической цепочки от сбора до социологического анализа данных.

Добавлено: 9 января 2013
Статья
Богданов М. Б., Лебедев Д. В. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2017. № 45. С. 103-132.

Приводится этнографическое описание фактической и смысловой составляющей тренингов интервьюеров проекта РМЭЗ–ВШЭ по переходу с PAPI (Pen and Pencil Interview) на СAPI (Computer-Assisted Personal Interview). Это описание дополняется полуформализованными интервью с сотрудниками полевого отдела, проводившими тренинги, и с руководителями РМЭЗ–ВШЭ. После этого предпринимается попытка статистически выявить эффект влияния тренингов на ожидания интервьюеров. В результате установлено, что содержательно тренинги несут в себе две основные функции – обучение работе с планшетом и «успокаивающую» функцию, направленную на повышение ожиданий от успешности перехода. Более того, исследование показало, что тренинги влияют на ожидания интервьюеров относительно сложности проведения интервью методом CAPI для них самих, но не на ожидания от реакции респондентов.

Добавлено: 10 апреля 2019
Статья
Горбунова Е. В., Ульянов В. В. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2016. № 43. С. 128-153.

Проблема совмещения данных с разной периодичностью встречается в различных дисциплинарных областях: астрономии, экономике, меди¬цине, социологии. Настоящая работа посвящена данной проблеме на примере изучения факторов выбытия студентов из американских вузов. В этом исследовании возникла задача совмещения триместровых и се-местровых данных, описывающих историю обучения студентов. Пред¬ложено три метода решения данной проблемы: агрегирование до года, интерполяция до интервала в полтора месяца, сведение семестровой системы к триместровой с использованием распределений вероятностей наступления событий. Эти подходы носят общий характер и допускают применения в задачах совмещения периодичностей другого типа.

Добавлено: 9 сентября 2017
Статья
Рождественская Е. Ю. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2011. Т. 32. С. 80-111.

В статье ставятся задачи ревизии маннгеймовского понятия документального доступа к индексальности «пространств опыта», а также различений понятий «понимание» и «интерпретация», «конъюнктивный опыт» и «коммуникативный опыт». Метод групповой дискуссии тестируется как резервуар конъюнктивного/дизъюнктивного и коммуникативного опыта, а коммуникативная валидизация апробируется как способ подтверждения субъективных микротеорий в ходе групповой дискуссии. В результате анализа эмпирического кейса обыденного знания о маскулинности уточняется терминология, обслуживающая дискурс коллективных биографий, а также корректируется методическое сопровождение групповых дискуссий, развивающееся в сторону контролируемой интервенции исследователя-модератора, который участвует в валидизации обобщения конъюнктивного/дизъюнктивного и коммуникативного опыта.

Добавлено: 15 сентября 2012
Статья
Рождественская Е. Ю. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2011. № 33. С. 80-111.
Добавлено: 8 февраля 2012
Статья
Корниенко Д. С., Вассерман Ю. М., Папушина Ю. О. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2017. № №45 . С. 7-43.

Исследование решает задачу разработки инструмента, измеряющего установку на посещение театра оперы и балета. В отличие от существующих исследований эстетических установок данное исследование концентрируется на отношении к театру как городской культурной институции, а не на отношении к отдельным спектаклям из его репертуара. Кроме того, авторы предлагают рассматривать модность как одно из измерений установки. Применение категории модности к установке на посещение театра оперы и балета расширяет существующее представление об установке на потребление высокой культуры и дает возможность увидеть, как проявляются результаты маркетинговых коммуникаций театра в мнениях горожан.  Эмпирической базой исследования являются данные, полученные методами фокусированного интервью и опросов. Для отбора суждений и анализа пригодности шкалы применялись процедура отбора суждений по Лайкерту, эксплораторный и конфирматорный факторный анализ. В результате была получена шкала из 13 суждений с высоким значением альфы Кронбаха, отражающая двухфакторную структуру установки. В заключении предложены направления будущих исследований с использованием разработанной шкалы.

Добавлено: 15 марта 2018
Статья
Толстова Ю. Н. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 1997. № 8. С. 66-85.


Обосновывается необходимость объединения в едином методическом русле используемых социологом в процессе эмпирического, качественного исследования типа научного языка, вида моделей и элементов конструктивности. Показывается, что выдвигаемые положения в неявном виде реализуются в методе репертуарных решеток (РР), которому посвящены статьи В. П. Дубицкой и М. В. Ионцевой, а также М. И. Тарарухиной.

Добавлено: 26 ноября 2010
Статья
Малошонок Н. Г. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2013. № 36. С. 177-199.

Статья носит обзорный характер и посвящена описанию возможностей использования популярного среди зарубежных исследователей концепта «студенческая вовлеченность» и его показателей для оценки успешности высших учебных заведений. В работе рассматриваются основные подходы к операционализации и измерению студенческой вовлеченности, а также представлена авторская классификация методов ее изучения.

Добавлено: 10 сентября 2013
Статья
Руднев М. Г. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2013. № 37. С. 7-38.

Сравнимость значений различных показателей, полученных на основе опросов гетерогенных выборок, и особенно в международных опросах, всегда стоит под вопросом. Особенно критичен этот вопрос при сравнении значений и взаимосвязей латентных переменных, часто измеряемых индексами – из-за различий в структуре индексов на разных выборках сравнения значений индексов могут приводить к ложным результатам. В связи с этим возник ряд методов, позволяющих проверять сравнимость показателей на основании исследования инвариантности структур индикаторов латентных переменных. В статье обсуждаются различные методы оценки сравнимости измерений и на данных Европейского социального опроса рассматривается инвариантность измерения ценностных категорий «Самоутверждение» и «Забота» среди русскоязычных респондентов из четырех стран. Результаты многогруппового конфирматорного факторного анализа демонстрируют частичную скалярную инвариантность этих ценностей, что указывает на возможность сравнения средних между этими группами респондентов.

Добавлено: 5 июня 2013
Статья
Жукова И. А. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2012. № 34. С. 54-80.

Предмет обсуждения данной статьи – индекс научного цитирования и практики его применения в мире современной науки; затрагивается проблема, связанная с трансформацией этих практик применения. Про- слеживается история создания первого подобного индекса, задуманного с целью упорядочения растущего массива научной информации и облегчения библиографического поиска. Возникновение иного способа использования индекса − для оценивания эффективности труда ученых − связывается с особенностями бюрократического контроля над их профессиональной де- ятельностью, при оценке которой администраторы вынуждены ориенти- роваться на систему формальных показателей. Описаны существующие на данный момент в России практики использования индексов научного цитирования и недавние инициативы в этом направлении.

Добавлено: 7 декабря 2012
Статья
Добрякова М. С. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2001. № 13. С. 27-59.
Анализируется восприятие локального сообщества с различных теоретических позиций: позитивистских, субъективистских, постмодернистских и глобалистских. Анализ выполнен на основании исследований социальной стратификации в рамках локального сообщества.
Добавлено: 23 августа 2012