• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 34 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Вотинов А. И., Станкевич И. П. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 6. С. 64-74.

Оценка эффективности государственных расходов, как в целом, так и отдельных их статей, – крайне важная задача, особенно в условиях, когда монетарная политика постепенно теряет возможность дальше стимулировать экономику. В настоящей работе представлены два популярных подхода к оценке фискальных мультипликаторов – коэффициентов эффективности государственных расходов – на основе структурных векторных авторегрессий и байесовских векторных авторегрессий с априорным распределением Миннесоты. Рассматриваются фискальные мультипликаторы не только для совокупного уровня государственных расходов, но и для отдельных статей государственных расходов, таких как расходы на национальную оборону, национальную экономику, образование и социальную политику. Проводится сравнение с результатами, полученными в других работах на схожую тематику. Полученные оценки могут быть использованы для анализа эффективности и оптимизации расходования бюджетных средств.

Добавлено: 10 января 2018
Статья
Нагерняк М. А. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 5(39). С. 33-46.

В настоящее время региональные органы власти испытывают потребность в оценке эффективности своих систем социальной поддержки, а также в сравнении себя с другими регионами с целью повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе на социальную поддержку населения. Для решения этой задачи Минфином России, НИФИ и Всемирным банком проведена большая совместная работа по созданию российского варианта базы данных ASPIRE, в которой впервые в мире представлены данные региональных бюджетов о предоставлении и финансировании мер социальной поддержки на субнациональном уровне. Создание подобной базы дает стимул не только для международных, но и для внутрироссийских межрегиональных сравнений. Регионы получают возможность сравнить свои системы социальной поддержки, выбрать и использовать лучшую практику. В статье приводится несколько вариантов подобного межрегионального анализа на основе данных российского сегмента ASPIRE, а именно: сравнение структуры мер социальной поддержки (проверка на адресность), анализ динамики расходов на меры социальной поддержки в регионах за 2013–2016 гг. и анализ численности получателей «мелких мер» социальной поддержки. 

Добавлено: 19 февраля 2019
Статья
Журавлева Т. Л., Leonov M. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 6. С. 47-58.

В данной работе проведен анализ развития банковского сектора в России в последние годы через призму доступности финансовых услуг и устойчивости банковской системы c акцентом на региональное развитие. Несмотря на рост привлеченных средств, банки сокращают объемы кредитования из-за возросших рисков, что отрицательно сказывается на их устойчивости. Вызывает опасение сокращение доступности финансовых услуг для населения, сокращение уровня конкуренции и рост концентрации в банковском секторе, что приводит к еще большей дифференциации финансового развития регионов.

Добавлено: 23 октября 2019
Статья
Громов А. Д. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 4. С. 62-71.

В работе перечислены основные методы оценки значений фискальных мультипликаторов, описаны факторы, влияющие на них. С помощью SVAR-модели получены значения фискальных мультипликаторов как для совокупных расходов российского бюджета, так и для отдельных категорий. Определен интервал, в котором должно лежать значение фискального мультипликатора для России.

Добавлено: 31 октября 2016
Статья
Лазарян С. С., Елкина М. А. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 3 (37). С. 71-84.

В статье анализируются способы эмпирической оценки влияния налогов на инвестиции компаний и существующие проблемы эмпирического анализа, а также результаты исследований, посвящен- ных оценке эффекта того или иного изменения налоговой системы на уровень инвестиций. Кроме того, рассматриваются некоторые аспекты влияния уже осуществленных или планируемых налоговых изменений на уровень частных инвестиций в России. Налоговая система способна влиять на инвестиции компаний через изменение стимулов и изменение возможностей осуществления инвестиций. Хотя полноценный ответ на вопрос о том, как налоговое изменение повлияет на инвестиции, предполагает построение модели общего равновесия, большинство исследований ограничивается вопросами частичного равновесия. При разработке методологии эмпирического анализа необходимо учитывать эндогенность налоговой системы. При условии использования адекватной методологии большая часть исследователей приходит к выводу о том, что предоставление нало- говых субсидий, ускоренное начисление амортизации, снижение налога на прибыль, положительная разница между налогами на распределенную и нераспределенную прибыль, снижение налога на прирост капитала и общее снижение налоговой нагрузки положительно влияют на инвестиции компаний. 

Добавлено: 29 ноября 2017
Статья
Афанасьев М. П., Шаш Н. Н. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. № 2 (42). С. 129-131.

В рецензии на книгу Р. Талера «Новая поведенческая экономика» представлены основные концептуальные идеи поведенческой экономики. Описана архитектура выбора потребителя в процессе принятия всех типов экономических решений. Сделан вывод, что подход Талера может найти применение в макроэкономике и государственной деятельности, особенно в сфере денежной, бюджетной и налоговой политики

Добавлено: 10 декабря 2019
Статья
Лазарян С. С., Елкина М. А. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 4 (38). С. 34-46.

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов тенденции роста неравенства доходов в мире. Исследования показывают, что, хотя неравенство способно влиять на экономическое развитие и положительно и отрицательно и оба канала находят эмпирическое подтверждение, отрицательное воздействие неравенства на экономический рост доминирует. При этом на протяжении четверти века глобальные тенденции в отношении неравенства формируются прежде всего развитием технологий и в меньшей степени международной интеграцией. Статистические данные говорят о том, что масштаб реализации негативного влияния этих процессов на неравенство в странах разнороден, и в половине развитых стран мы не можем констатировать существенный рост неравенства на горизонте последних 25 лет. Учитывая, что технологический прогресс, автоматизация и — в определенной степени — торговая и финансовая интеграция будут развиваться все более активно, стоит ожидать более серьезного роста неравенства в среднесрочной перспективе. Важнейшими составляющими политики по ограничению негативных последствий роста неравен- ства должны стать улучшение качества институциональной среды и обеспечение доступа к каче- ственному образованию, медицинским услугам и другим составляющим человеческого капитала для наименее обеспеченных слоев населения.

Добавлено: 29 ноября 2017
Статья
Городничев А. В., Кулакова Т. В., Моисеева М. А. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 1. С. 39-57.

Проблемы такого объекта управления, как город, не ограничиваются лишь вопросами местного самоуправления, а находятся на пересечении интересов разных уровней публичной власти. После проведения муниципальной реформы 2003 г. система управления российскими городами продолжала корректироваться. В статье проведена оценка воздействия внешнеэкономических шоков и таких масштабных федеральных инициатив, как майские указы 2012 г., на бюджетную автономию российских городов в условиях действия Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Выдвинута исследовательская гипотеза, что в период 2006–2019 гг. произошел переход к многоуровневому управлению российскими городами, при котором границы бюджетной автономии городов сжались. Для проверки гипотез были проанализированы бюджеты 35 крупнейших городских округов России. Был использован кластерный анализ, позволивший распределить города по группам с разным уровнем экономического развития и бюджетной обеспеченности. Основной результат исследования заключается в том, что с 2006 по 2019 г. города стали не только финансово зависимы от регионов, но и изменили предпочтения относительно основных направлений расходов. Кризис 2014 г. способствовал ускорению процессов централизации управления и снижению уровня бюджетной автономии муниципалитетов, так как достижение показателей майских указов президента стало главным приоритетом для публичной власти. Во всех без исключения исследуемых городах собственные доходы бюджетов сократились, при этом увеличилась роль подоходного налога.

Добавлено: 28 февраля 2021
Статья
Гаврилова Н. В. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 2. С. 118-125.

В статье анализируются современные тренды в зарубежной практике партисипаторного бюджетирования (ПБ) — механизма распределения бюджетных средств на основе решений граждан. Первый выявленный тренд — использование интернет-технологий для увеличения охвата населения. Второй — использование механизма ПБ с расчетом на определенные целевые группы (молодежь, женщины, мигранты). Третий — вовлечение НКО, которые могут выступать в роли проектных центров или исполнителей выбранных гражданами идей. Четвертый — интеграция ПБ в политику бюджетной открытости. Пятый — широкое экспериментирование с классическим механизмом ПБ с целью его адаптации к нуждам конкретного населенного пункта и, как следствие, появление целого ряда инновационных практик.

Добавлено: 2 ноября 2020
Статья
Нагерняк М. А. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 4. С. 24-33.

Статья знакомит читателя с методами оценки влияния системы социальной помощи на стимулы   к труду с иллюстрацией на репрезентативных данных выборочного обследования Росстатом доходов населения и участия в социальных программах. Показаны ключевые шаги проверки гипотезы о влиянии социальных пособий на стимулы к труду, а также необходимость проведения многофакторного анализа с применением методов оценки результатов. Сделан вывод о том, что средняя семья, среди членов которой есть получатели мер социальной поддержки, не может полагаться на пособия как на существенный источник средств к существованию, поэтому в целом социальные выплаты не оказывают влияния на уровень трудовой активности. Тем не менее авторы выдвигают гипотезу о том, что существуют отдельные группы получателей мер социальной поддержки, трудовая активность которых может испытывать сильное влияние социальных выплат. Во-первых, это относится к получателям социальных мер, размеры которых сопоставимы с размерами возможной заработной платы. В таком случае социальная поддержка может оказывать негативное влияние на занятость. Во-вторых, это получатели социальных выплат, предоставление которых связано   с принадлежностью к определенной профессиональной группе. В этом случае, скорее всего, можно говорить о том, что социальные выплаты оказывают позитивное влияние на стимулы к труду.   Проверка и анализ этих гипотез будет проводиться в последующих исследованиях авторов. 

Добавлено: 19 марта 2019
Статья
Вагин В. В., Гаврилова Н. В., Шаповалова Н. А. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 4. С. 94-103.

В статье впервые в отечественной научной литературе предпринята попытка анализа и систематизации российского опыта практики партисипаторного бюджетирования, а также различных его разновидностей: программы поддержки местных инициатив, программ «Народная инициатива» и «Народный бюджет», реализуемых в ряде регионов РФ. Кроме того, публикация содержит рекомендации по дальнейшему развитию практик инициативного бюджетирования и выявляет факторы, создающие проблемы в их реализации.

Добавлено: 2 ноября 2020
Статья
Вагин В. В., Гаврилова Н. В., Шаповалова Н. А. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 3. С. 117-122.

В статье впервые в научной литературе предпринята попытка анализа и систематизации российского опыта партисипаторного бюджетирования, а также различных его разновидностей: программ поддержки местных инициатив, проектов «Народная инициатива», реализованных в ряде регионов РФ. Кроме того, публикация содержит обширные сведения об актуальном зарубежном опыте партисипаторного бюджетирования, представляющем значительный интерес для представителей государственной власти различного уровня, местных органов власти, ученых, экспертов и общественности.

Добавлено: 2 ноября 2020
Статья
Бухарский В. В., Лавров А. М., Ветрова Е. Ю. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 6. С. 9-24.

В 2005–2016 гг. существенно возросли объем государственного долга и долговая нагрузка на бюд- жеты субъектов РФ. При этом субъекты РФ демонстрировали качественно различные тенденции в динамике государственного долга. В статье представлены результаты корреляционного анализа объективных факторов, которые могли оказывать влияние на эти тенденции. Устойчивого и значи- мого влияния этих факторов не выявлено, что дает основания сформулировать гипотезу об опре- деляющем влиянии субъективных (политических) факторов и, соответственно, о необходимости повышения ответственности региональных органов власти за проводимую ими долговую политику.

Добавлено: 22 ноября 2019
Статья
Козлов А., Власов А. В. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. Т. 47. № 1. С. 76-87.

В сфере криптоэкономики проект Ethereum (Ethereum Foundation) предоставил всем желающим возможности для выпуска «собственной» криптовалюты, точнее сказать, нового криптотокена на основе одноименной блокчейн-платформы смарт-контрактов без навыков низкоуровневого программирования. Стало очевидно, что данные токены можно использовать для краудфандинга, как это сделал тот же Ethereum в 2014 г. Нерегулируемый и довольно простой по своей реализации способ привлечения альтернативных инвестиций стал популярным среди технологических стартапов, которые связали свою деятельность с блокчейн-технологией. Данный способ был назван первоначальным предложением монет (Initial Coin Offering, ICO). Несмотря на свое название, схожее с IPO, этот инструмент обычно используется в венчурном финансировании (ранней стадии привлечения инвестиций) новых проектов, стартапов, а не для расширения устоявшегося «рабочего» бизнеса. В исследовании авторы использовали машинное обучение для классификации ICO-проектов и их оценки с точки зрения финансового коэффициента ROI (прибыльность инвестиций) на основе обработки и анализа цифровых данных, которые публичны и доступны в интернет-пространстве. Целью исследования является разработка устойчивой и эффективной модели, которая может прогнозировать доходность (или тренд доходности) ROI отдельного ICO-стартапа. В результате работы была построена прогностическая модель, разработан сервис (приложения) по анализу данных для отбора ICO-стартапов.

Добавлено: 5 ноября 2020
Статья
Ляшок В. Ю., Горлин Ю. М. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. № 6(46). С. 34-46.

В настоящее время многие страны, включая Россию, широко используют налоговые льготы, в том числе при налогообложении физических лиц. Однако на практике этот инструмент налоговой политики имеет ряд недостатков. Во-первых, налоговые льготы снижают доходы бюджета, при этом их эффективность обычно не оценивается и представляется неочевидной. Во-вторых, многие из них можно заменить более удобными формами прямых расходов. В-третьих, льготы, как правило, приводят к снижению справедливости налогообложения, так как распространяются на более обеспеченные слои населения. Целью данной работы является рассмотрение основных теоретических аспектов налоговых преференций (с акцентом на налогообложение доходов физических лиц), исследование мировых практик в сфере налоговых вычетов, а также анализ системы налоговых вычетов в России. Результаты проведенного анализа позволят сформулировать практические рекомендации по совершенствованию налогообложения доходов физических лиц.

Добавлено: 26 января 2019
Статья
Евстигнеев В. Р. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 1. С. 25-34.

В статье рассматривается механизм формирования субъективных ожиданий участников валютного рынка в отношении котировок валютной пары доллар/евро. Предложен метод формализации такого механизма в терминах функции плотности вероятности с функциональным локальным «центром», который отвечает фундаментальным положениям науки о поведенческих финансах. Обе функции — плотности вероятности и локального «центра», зависимого от текущего значения котировок, — получены как решение единой вариационной задачи.

Добавлено: 15 декабря 2015
Статья
Крупкина А. С. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 1(19). С. 91-101.

Изучение новых инновационных услуг в сфере финансового посредничества становится одним из ключевых источников развития финансового и реального секторов экономики. В исследовании представлена многопериодная модель распространения финансовых инноваций, основанная на подходе Г.Хотеллинга (модель линейного города).В рамках данной модели можно оценить факторы, позволяющие мотивировать банки к созданию более качественных услуг, и понять, какие группы населения способны наибольшим образом повлиять на рост инновационной активности банков.

Добавлено: 12 апреля 2014
Статья
Вагин В. В., Шаповалова Н. А., Гаврилова Н. В. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 2. С. 51-64.

Цель исследования — выработка подходов к мониторингу реализации практик инициативного бюджетирования для сбора данных от региональных органов власти. В статье исследуется опыт российских регионов в области инициативного бюджетирования. Проведен анализ зарубежной литературы в целях выявления оптимального подхода к мониторингу региональных практик. В ходе анализа полученных результатов использован сравнительный метод. Проанализирована эволюция мониторинга с 2015 г., его методология, количественные и качественные индикаторы, охарактеризованы задачи перехода от мониторинга к оценке эффективности практик. По итогам анализа полученных за 2017 г. данных создана типология практик субъектов РФ в разрезе применяемых механизмов участия граждан, выявлены наиболее популярные типы проектов общественной инфраструктуры, выбираемых гражданами. В работе определены сильные стороны мониторинга, а также проблемы и вызовы, связанные с его проведением, в частности невозможность верификации реального участия граждан «кабинетными» способами. Сделаны выводы о текущем развитии практик инициативного бюджетирования в России. Разработанный подход продемонстрировал возможность его дальнейшего практического применения в ходе мониторинга реализации практик инициативного бюджетирования для сбора данных от региональных органов власти и использования в рамках Порядка взаимодействия Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов РФ по формированию Доклада о лучшей практике развития инициативного бюджетирования в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Добавлено: 2 ноября 2020
Статья
Саакян Т. В., Хабаев С. Г., Крадинов П. Г. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 2. С. 5-15.

В статье проанализировано правовое регулирование закупочного и бюджетного процесса на примере нормирования в сфере закупок. Рассмотрены вопросы внедрения нормирования государственных закупок и их интеграции с бюджетным процессом. Дано определение нормирования в сфере закупок и нормативных затрат. Представлены рекомендации федеральным государственным органам для подготовки ими своих актов и примеры расчета нормативных затрат.

Добавлено: 26 августа 2016
Статья
Парфентьева Д. С., Клищ Н. Н., Романов С. В. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 6 (28). С. 5-16.
Одной из актуальных и не решенных на сегодня задач государственной службы Российской Федерации остается разработка и внедрение показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Данная задача была поставлена еще в одном из «майских» указов Президента Российской Федерации — Указе от 7 мая 2012 г. No 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
Добавлено: 26 февраля 2016
Статья
Голованова Н. В. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 3. С. 98-107.

Концепция открытости (прозрачности) бюджетной системы была разработана в 90-х годах XX века и стала особенно актуальной в период финансового кризиса. Согласно недавним исследованиям, повышение прозрачности в бюджетно-налоговой сфере приводит к улучшению результатов исполнения бюджетов, снижению стоимости заимствований и сокращению масштабов коррупции. Данный обзор содержит описание основных подходов, используемых при оценке открытости бюджетов, и представляет интерес как для практиков, так и для исследователей, занимающихся вопросами прозрачности бюджетов.

Добавлено: 16 октября 2015
1 2