?
Динамика связей показателей интеллекта и рефлексии в процессе обучения
Акмеология. 2013. № 1 (45). С. 31-42.
Дикова М. Д., Шадриков В. Д.
В статье рассматриваются результаты экспериментальных работ, посвященных изучению роли рефлексии в развитии познавательных способностей школьников. Рассматривается динамика изменения связей между рефлексией и показателями интеллекта на разных этапах обучения (четвертые, шестые и десятые классы). Приводятся результаты двухлетней работы, направленной на развитие способно-стей школьников в образовательном процессе. Ключевые слова: интеллект, интел-лектуальные операции, рефлексия, познавательные способности, развитие способ-ностей, учебная деятельность.
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Ключевые слова: рефлексияпознавательные способностиобучениеразвитиеintelligenceинтеллектintellectual abilitiesучебная деятельностьreflectionразвитие способностейlearning activityability developmentинтеллектуальные операцииintellectual operations
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2012 № 2 С. 15-33
Рассматривается динамика взглядов на развитие человека с позиции примитивного человека, ребенка, ученика. Показывается оригинальность взглядов на развитие как процесс сигнификации. Подчеркивается, что развитие ребенка связано, прежде всего, с формированием внутренних механизмов психической деятельности и овладением этими механизмами. Рассматривается процесс развития способностей через овладение интеллектуальными операциями, которые осваивают ученики в учебной деятельности. Приведены экспериментальные данные, подтверждающие ...
Добавлено: 18 ноября 2012 г.
Шадриков В. Д., Акмеология 2014 № 1 С. 25-36
В статье показывается место и значение интеллектуальных операций в структуре способ ностей и интеллекта. Раскрывается содержание понятия «интеллектуальные операции» у различных авторов. Предлагается авторское понимание способностей на трех уровнях: индивида, субъекта деятельности и личности. Обосновывается, что в качестве ведущих факторов, переводящих развитие способностей с одного уровня на другой, выступают интеллектуальные операции и нравственные качества. Высказывается ...
Добавлено: 5 марта 2014 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 1 С. 17-32
Через раскрытие структуры мысли и содержания психики показывается, что сознание выступает как функциональная часть, актуализируемая субъектом в целях организации текущей жизнедеятельности. Мышление с его операциями рассматривается как механизм работы с содержанием сознания. Доказывается, что рефлексия включена в мыслительный процесс и нет основания рассматривать ее отдельно от мышления. Показывается, что все познавательные процессы можно разделить на ...
Добавлено: 13 декабря 2013 г.
С позиций парадигмы деятельностного подхода излагаются результаты экспериментального исследования развития младших школьников в различных системах обучения: традиционной, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Рассматриваются особенности и сравнительные показатели развития учащихся в каждой из систем.
Для научных работников, изучающих психолого-педагогические проблемы образования, учителей и методистов младших классов общеобразовательной школы. Может использоваться в учебном процессе педагогических ...
Добавлено: 26 октября 2012 г.
Осин Е. Н., Культурно-историческая психология 2015 Т. 11 № 4 С. 79-88
Статья посвящена объяснительным возможностям и ограничениям категории отчуждения в психологии образования. Психологические исследования феноменов, связанных с категорией отчуждения (выгорание, внешняя мотивация, цинизм и др.), обычно ограничиваются уровнем индивидуальной психики, тогда как категория отчуждения описывает совокупность явлений, разворачивающихся как на индивидуальном, так и на социокультурном уровне. Показаны эвристические возможности культурно-деятельностного подхода к смыслу и смысловой регуляции ...
Добавлено: 15 декабря 2015 г.
Осин Е. Н., Психологическая наука и образование 2015 Т. 20 № 4 С. 57-74
В статье описаны результаты двух исследований, посвященных разработке и валидизации шкалы отчуждения в учебной деятельности. В первом исследовании на выборках студентов (N = 395) и учащихся старшей школы (N = 194) проводится конфирматорный факторный анализ опросника субъективного отчуждения для учащихся. Шкалы опросника демонстрируют высокую внутреннюю согласованность (α = 0,70−0,92) и предсказуемые связи с показателями субъективного ...
Добавлено: 19 декабря 2015 г.
Титов А. А., Педагогика и психология образования 2020 № 1 С. 180-197
В статье представлен обзор основных философско-психологических подходов к определению мышления и их анализ. Обсуждаются взгляды отечественных и зарубежных ученых на вопросы мышления в контексте психолого-педагогической проблематики. Предпринимается попытка обозначить некоторые направления в исследовании развития мышления. Рассматриваются основные идеи западных и отечественных исследователей в области философии образования, психологии, диалектики, а также идеи научной школы В.В. Давыдова, связанные с деятельностным подходом к развитию мышления в обучении; ...
Добавлено: 21 декабря 2021 г.
Титов А. А., Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология 2020 № 3 С. 234-240
Представлено авторское компьютерное психолого-педагогическое средство,
предназначенное, в частности, для развития коммуникативных компетенций и
навыков soft skills младших школьников. Обсуждается потенциал и варианты
его применения в целях развития взаимодействия учащихся и учебной
мотивации в контексте предметного содержания. Предложены альтернативные
(внеклассные) способы развития коммуникативных компетенций и их
производных посредством современных компьютерных технологий,
предназначенных для организации учебной деятельности, а также повышения
эффективности взаимодействия школьников между собой ...
Добавлено: 21 декабря 2021 г.
ННГАСУ, 2008
В сборник включены материалы международной научно-практической конференции по направлениям:психологические проблемы многоуровнего образования, развитие личности, современные проблемы обучения и воспитания детей на разных возрастных этапах. ...
Добавлено: 6 ноября 2014 г.
Семенов И. Н., Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова 2014 № 4
В статье анализируется творческий путь и научная, педагогическая, организационная и государственная деятельность одного из крупнейших современных российских психологов и педагогов В.Д.Шадрикова. На фоне анализа развития отечественной психологии второй половины ХХ в. и начала ХХI вв. характеризуется вклад научных трудов В.Д,Шадрикова в общую, педагогическую и психологию труда, а также в организационно-методическое обеспечение оптимизации и реформирование системы ...
Добавлено: 20 декабря 2014 г.
М. : МЭСИ, 2012
В сборнике представлены статьи, обобщающие результаты междисциплинарного изучения актуальных проблем организации и развития организационной среды в условиях современного российского общества. ...
Добавлено: 28 ноября 2012 г.
Измагурова В. Л., М. : Русайнс, 2017
Внутренний диалог как феномен самонаблюдения – это наши мысли, ход которых мы можем наблюдать. Внутренний диалог как внутрипсихологический феномен – это способ функционирования сознания, отражения и преломления в нем событий и явлений внешней реальности. В данном исследовании внутренний диалог определяется как механизм взаимодействия смысловых позиций сознания. Смысловые позиции – зафиксированное в форме относительно устойчивых смысловых ...
Добавлено: 27 сентября 2018 г.
Паукова А. Б., Московское научное обозрение 2011 № 9 С. 63-69
Статья посвящена проблеме соотношения категорий «событие» и «смысл». Рассмотрены способы концептуализации события в историографии и литературоведении. На основании анализа автором предлагается смысловая архитектоника события, образованная тремя смысловыми «планами»: «внешним», «внутренним», и рефлексивным. ...
Добавлено: 5 февраля 2012 г.
Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2013
В сборнике материалов нашли отражение доклады, прозвучавшие в рамках седьмой всероссойской весенней молодежной научной конференции, состоявшейся по теме "Социальные науки и практики в XXI веке: из опыта молодежных исследований (человеческий капитал, инновации и развитие)" на базе факультета социальных технологий ПГТУ 18 апреля 2013 года. В конференции приняли участие студенты, аспиранты, преподаватели из Йошкар-Олы, Н. Новгорода, ...
Добавлено: 13 марта 2014 г.
В статье анализируются историко-научные, теоретические и эмпирические аспекты психолого-акмеологического изучения рефлексивности целеполагания и самоопределения личности студентов – будущих профессионалов. Обосновывается положение о рефлексивном смыслообразовании как системообразующем факторе самоопредления личности в контексте социальной самореализации. ...
Добавлено: 31 декабря 2012 г.
Лубовский Д. В., Титов А. А., Проблемы современного образования 2020 № 5 С. 229-239
Представлены результаты экспериментального пилотажного исследования теоретического мышления младших школьников в условиях решения учебных задач на материале понятия кратности числа. Гипотезой исследования стало предположение о возможности переноса детьми принципа решения математической задачи на игровую задачу в специально организованных условиях учебной деятельности. Основой эксперимента послужила специально разработанная развивающая методика «Поезд». В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте ...
Добавлено: 21 декабря 2021 г.
ННГАСУ, 2010
В сборник включены материалы II международной научно-практической конференции по следующим направлениям: психологические проблемы многоуровневого образования, развитие личности, современные проблемы обучения и воспитания. ...
Добавлено: 4 ноября 2014 г.
Леля А. А., Семенов И. Н., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 2А С. 5-27
Неотъемлемой частью развития современной франкоязычной психолого-педаго - гической науки является исследование проблематики рефлексии. В силу исторически сложившейся специфики французского гуманитарного знания, а именно его развития в рамках философского категориального и методологического аппарата, в данной статье анализу подвергаются не только современные изыскания по данной тематике, но, прежде всего, фундаментальные труды Александра Марка и Жана Пиаже, опреде ...
Добавлено: 9 октября 2017 г.
Поршнев А. В., Giest Hartmut, Seminar.net 2012 Vol. 8 No. 1 P. 27-53
Изучение использования возможностей Интернета и компьютера студентами проводится в разных странах. Поднимая вопрос о взаимодействии информационной среды и национальной культуры, в статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентами России. В работе представлены результаты анализа данных собранных в ходе проекта «Кросс-культурное исследование процесса становления новой образовательной культуры в России и Германии» в 2008-2009 гг. (выборка ...
Добавлено: 16 мая 2012 г.
Поддьяков Александр, Образовательная политика 2016 № 2(72) С. 71-94
Обсуждается тенденция развития тестирования от максимальной регламентированности деятельности тестируемых (при решении четко сформулированных разработчиком задач с единственным правильным ответом) к диагностическим проблемным ситуациям высокой новизны и неопределенности с открытым началом и открытым концом. Все чаще используемое в тестировании открытое начало предполагает свободу самостоятельной постановки своих собственных исследовательских вопросов изучаемой реальности и поиска ответов во взаимодействии ...
Добавлено: 2 декабря 2016 г.
В.А. Штроо, М. : Юрайт, 2015
Издание знакомит студентов с базовыми теоретическими положениями и принципами, на которых строится система активного обучения взрослых, демонстрирует специфику реализации этих принципов при изучении социальной психологии, учит студентов ставить цели и определять содержание учебных занятий по социальной психологии, разрабатывать программы и проводить учебные занятия с использованием активных методов социально-психологического обучения. ...
Добавлено: 11 июня 2015 г.
Измагурова В. Л., Коммуникология 2015 Т. 3 № 4 С. 31-44
Проблема развития сознания актуальна на протяжении всей истории человечества, в силу ее активного влияния на уровень и качество жизни как отдельного человека, так и всего общества в целом. Социальное взаимодействие, в психологическом контексте, основано на сходной или различной картине мира взаимодействующих субъектов. Различие картины мира может выступать источником конструктивного или деструктивного взаимодействия. Социальное взаимодействие предполагает ...
Добавлено: 27 сентября 2018 г.
Метелькова Е. И., Российский научный журнал 2010 № 2(15) С. 14-19
В статье описываются приоритетные задачи Службы практической психологии образования, определяющие ее как инструмент социального развития. ...
Добавлено: 11 сентября 2014 г.
Поддьяков А. Н., Poddiakov N., Psychology. Journal of the Higher School of Economics 2018 Vol. 15 No. 4 P. 656-674
Добавлено: 21 января 2019 г.