Статья
Консультативная психология: на пути к научной специальности
В статье представлен обзор кандидатских и докторских диссертаций, которые де-факто можно отнести к новой научной специальности консультативная психология. Делается попытка структурирования тем, относящихся к новой специальности.
В новом издании Института консультативной психологии и консалтинга представлены основные современные взгляды на предмет консультативной психологии и интегративной психотерапии. Также рассматриваются вопросы коучинга и консалтинга в организациях. Большое внимание уделено не только теоретическим основаниям процесса консультирования психотерапии, коучинга и консалтинга, но и специфическим приемам работы с клиентами.
Книга предназначена психологам и психотерапевтам, коучам, директорам и менеджерам по персоналу, управленческим консультантам и собственникам бизнеса. Она также будет полезна преподавателям и студентам психологических и медицинских факультетов, кафедр и факультетов управления персоналом, м енеджмента и консалтинга.
В статье обосновываются перспективы развития общей персонологии, устанавливающей многомерные отношений психологии к "личности" как своему предмету, создателю, адресату, цели и идеалу. Намечаются четыре исследовательских проекта, посвященных персонологической интеграции фундаментальной, консультативной игерменевтической психологии личности, условиям самополагания человека в контексте культуры. Авторский вклад: идея четырех проектов и композиция синтеза систем постижения личности в составе общей персонологии была впервые представлена В.А.Петровским на 5 съезде Российского общества психологов, М., 2012 г.
Во втором выпуске Ежегодника Института консультативной психологии и консалтинга (ФПК-Института) представлены статьи, посвященные различным сферам консультативной психологии и интегративной (транстеоретической) психотерапии.
Предисловие редакторов сборника
В статье представлена попытка реализации персонологического подхода к проблеме генеза субъекта в индивидуальной жизни. На основе синтеза теоретической и практической психологии обоснована ценность переживания «я могу» как точки амплификации субъектности человека. Эксплицирована теоретическая модель субъектопорождающих переживаний «я могу», учитывающая значимость, новизну, аутентичность, меру интеграции конкретной возможности в образ «Я». Описана фрактальная структура пространства осуществления личности как субъекта жизни, образованная культурой, общением, деятельностью, отношением личности к себе.
Учебник представляет собой хорошо организованную методическую базу для университетской подготовки практических психологов в самых различных областях - от возрастного консультирования и диагностико-коррекционной работы до маркетинга, рекламы и управления персоналом, включая ассессмент, аудит, коучинг и т.д. Эта книга призвана помочь студентам-психологам в освоении опыта различных направлений прикладной психологии и психологического консультирования. Подробно изложенный материал с исчерпывающими практическими заданиями способствует быстрому овладению основами предмета, методами и техниками коррекционной и психокоррекционной работы, а также способами применения консультативной психологии в реальной практике. Учебник содержит опросники, тесты и задачи для диагностики с подробными критериями оценивания. К изданию также прилагаются материалы для практического применения, доступные в электронной библиотечной системе «Юрайт» (biblio-online.ru). Для студентов вузов, преподавателей высших учебных заведений и практикующих психологов. Содержание учебника соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.
В статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копинг-стратегий человека.
Книга посвящена крайне актуальной теме – психотерапии супружеских пар. Современный брак уже несколько десятилетий находится в кризисе: семьи распадаются, все больше людей вообще не создают семьи. В тоже время люди отнюдь не утратили потребность быть в паре и все таке испытывают дискомфорт от одиночества. Описаны современный подходы к психотерапии пар, представлена их типология. Приведены техники психолгической помощи супржеским парам, затронуты вопросы психотерапии развода, работы с семьями, страдающими от алкоголизма своих членов, проблемы изменения климата после рождения ребенка…
Тема статьи - описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.
Сборник материалов международного форума по социально-культурной анимации, включающий в т.ч. современные проблемы высшего образования в различных странах.
Представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам современной психологии личности и социального взаимодействия. При широком тематическом разнообразии их объединяет методологическая идея личности как субъекта, реализующегося в контексте учебной и профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Адресуется профессиональным психологам – исследователям, преподавателям, практикам, а также студентам, магистрантам и аспирантам психологических специальностей. Может быть рекомендован специалистам философского и социогуманитарного профиля, а также всем читателям, интересующимся проблемой личности.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.