• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 24 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Нартова-Бочавер С. К., Мухортова Е. А., Ирхин Б. Д. Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 151-169.

В обзорной статье рассматривается восстановительный потенциал взаимодействия с миром флоры для физического и ментального здоровья человека и его психологического благополучия. Мир растений представляет собой особую часть природы, характеризующуюся ответоспособностью, эстетической привлекательностью и ненавязчивостью. Эти качества делают растения эффективным средством восстановления когнитивных способностей, эмоционального состояния, а также развития личностной эффективности и поведенческой компетентности. В то же время отмечается, что, в силу существования феномена слепоты к растениям, их восстановительный ресурс используется недостаточно. Анализируются виды психотерапевтического воздействия с помощью растений (экотерапия, садовая терапия, терапия приключениями); рассматриваются теории, объясняющие механизмы влияния растений на психику людей (гипотеза биофилии, теории восстановления внимания и восстановления после стресса, психотерапевтическая теория фиторезонанса). Представлены результаты исследований, свидетельствующих о благотворном влиянии разных форм взаимодействия с миром растений (садоводство, прогулки в лесу и парке, симуляция природной среды) на физическое здоровье и выздоровление после разного рода соматических болезней, на внимание, креативность, поведение и социальное развитие человека. Отмечается также эффективность взаимодействия с миром флоры в случае работы с особыми группами людей (подростками из групп риска, правонарушителями и носителями психиатрических диагнозов). Анализируются ограничения исследований, в основном связанные с их дизайном.

Добавлено: 10 февраля 2020
Статья
Орлов А. Б., Орлова Н. А. Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 4. С. 5-24.

В данной статье проблематизируются устоявшиеся представления о супервизии. Авторы высказывают мнение о том, что собственно супервизией является только включенная супервизия, предполагающая явное участие супервизора в психотерапевтической ситуации. Описываются основные причины, приводящие к неспецифическим функциям супервизора. Рассматриваются основные супервизионные феномены. Предлагается специфическое понимание супервизии в рамках авторского триалогического подхода е психотерапии и психологическому консультированию.

Добавлено: 15 февраля 2013
Статья
Бондаренко О. Р., Ульф Л. Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 4. С. 175-190.

Проведенное в данной статье сравнение индивидуальной психологии и гуманистической психологии показывает их сходство в представлении образа человека. В тексте рассматривается связь истории жизни Адлера, основателя индивидуальной психологии, и двух важнейших представителей гуманистической психологии - А. Маслоу и К. Роджерса. Можно утверждать, что в определенной степени А. Адлер был их учителем в Нью-Йорке. Обсуждаются сходства и расхождения в идеях и теоретических построениях обоих подходов, на основании конкретных высказываний, проясняется роль Адлера как предтечи движения гуманистической психологии и личностно-центрированного подхода. В заключении обсуждается проблема интеграции различных психотерапевтических школ.

 

Добавлено: 6 ноября 2012
Статья
Кириллова Е. И., Орлов А. Б. Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 4. С. 134-165.

В статье представлены результаты интент-анализа психотерапевтической речи К.Роджерса, реализованного авторами с целью описания общепсихологических оснований речевой психотерапевтической деятельности, изучения ее интенционального плана, выявления интенциональной специфики речи терапевта. Показаны существующие воззрения на понятие интенциональности, проанализированы интенциональные основания психотерапевтического дискурса, которые, по мнению авторов, определяются базовыми установками конкретного психотерапевтического метода. Описаны методика и этапы исследования. В качестве предмета исследования избраны терапевтические случаи К. Роджерса, иллюстрирующие его профессиональную деятельность в разные периоды жизни. Приведен составленный в процессе исследования словарь речевых интенций психотерапевта, а также их классификация. Итогом исследования явился сравнительный анализ интенциональных характеристик речи Роджерса.

 

Добавлено: 6 ноября 2012
Статья
Будинайте Г. Л., Геронимус И. А. Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 4. С. 165-181.

введите текст

Добавлено: 13 марта 2015
Статья
Роджерс К. Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 4. С. 166-174.

В мае 2010 года факультет психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) выступил организатором XI Международного форума по человекоцентрированному подходу, который подтвердил актуальность многих вопросов и проблем, связанных с этим направлением терапии. Одним из таких вопросов до сих пор является вопрос наименования этой влиятельной психотерапевтической школы. Какой термин лучше использовать? Человекоцентрированный? Клиентоцентрированный? На страницах нашего журнала мы имеем возможность организовать небольшую дискуссию, центром которой стала статья самого К. Роджерса об этой проблеме. Приглашаем читателей откликнуться на публикуемые материалы и продолжить начатое здесь обсуждение.

Добавлено: 6 ноября 2012
Статья
Архангельская В. В. Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 1. С. 158-179.

В статье представлен обзор кандидатских и докторских диссертаций, которые де-факто можно отнести к новой научной специальности консультативная психология. Делается попытка структурирования тем, относящихся к новой специальности.

Добавлено: 21 мая 2013
Статья
Леонтьев Д. А., Миюзова А.Е. Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 1. С. 44-63.

Статья посвящена эмпирическому анализу возможных эффектов прохождения авторских жизнетворческих мастерских и семинаров открытия экзистенциального опыта. В исследовании были применены оригинальные качественные подходы: описание изменений с их последующим контент- анализом и факторным анализом категорий, а также графическая методика «Траектория». Оба метода обнаружили свою вполне удовлетворительную надежность, валидность и содержательность. Можно утверждать, что к эффектам жизнетворческой работы относятся изменение отношения к неопределенности и субъективное расширение воспринимаемых возможностей.

Добавлено: 22 ноября 2016
Статья
Леонтьев Д. А., Миюзова А. Е. Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 1. С. 44-63.

Статья посвящена эмпирическому анализу возможных эффектов прохождения авторских жизнетворческих мастерских и семинаров открытия экзистенциального опыта. В исследовании были применены оригинальные качественные подходы: описание изменений с их последующим контентанализом и факторным анализом категорий, а также графическая методика «Траектория». Оба метода обнаружили свою вполне удовлетворительную надежность, валидность и содержательность. Можно утверждать, что к эффектам жизнетворческой работы относятся изменение отношения к неопределенности и субъективное расширение воспринимаемых возможностей.

Добавлено: 24 октября 2016
Статья
Архангельская В. В. Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 2. С. 149-161.

В статье представлены исторические и теоретические контексты возникновения и реализации подхода психосоциальной анимации, практикуемого в женевском центре Ракар. Рассматриваются некоторые ключевые идеи институциональной психотерапии, одной из ветвей которой является изучаемый подход.

Добавлено: 21 мая 2013
Статья
Будинайте Г. Л. Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 2. С. 91-111.
Добавлено: 9 октября 2011
Статья
Банников Г. С., Вихристюк О., Павлова Т. и др. Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 2. С. 33-52.

Представлены результаты исследования особенностей стратегий совладания у подростков из группы риска по самоповреждающему и суицидальному поведению (N=174). Гипотеза заключалась в поиске различий профилей совладающего поведения в зависимости от типа актуального стресса. Были рассмотрены следующие типы стресса: развод родителей, смерть близких или родственников, конфликт с родителями, тяжелое соматическое заболевание, трудности в школе, неразделенная любовь, другое, отсутствие актуального стресса. Выявлены как общие, так и специфические для разных типов стресса стратегии совладания. К общим относится более частое использование стратегии «избегание—бегство». Обследуемая выборка отличалась скорее более высокими показателями по низкоуровневым стратегиям, чем снижением по высокоуровневым (таким как планирование или положительная переоценка). Обсуждены возможности использования результатов в профилактической работе.  

Добавлено: 24 ноября 2020
Статья
Крючков К. С. Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 1. С. 148-165.

В настоящей статье описывается отчет Хоффмана (Hoffman Report) — отчет независимого расследования о вовлеченности руководства Американской психологической ассоциации (АПА) в организацию и разработку пыток, которые применялись к заключенным секретных тюрем Министерства обороны США (Гуантанамо, Абу Грейб и иных). Показано, как ответственные лица АПА посредством внесения изменения в этические стандарты и правила АПА сделали возможным участие психологов в программах «расширенного допроса». Приведен контекст отчета, а также ключевые выводы и факты отчета. Обсуждается реакция психологического сообщества — приведен ряд статей, анализирующих отчет теоретически и даже эмпирически, авторы которых рефлексируют о причинах произошедшего. Показано, что подобная ситуация может служить важным уроком и для отечественных психологов при принятии этических решений. Выводы: этический кодекс не есть этика сама по себе, и кодекс не является страховкой от этических нарушений, так как зачастую нарушители не только прекрасно знают кодексы, но и сами пишут их

Добавлено: 26 марта 2020
Статья
Рассказова Е. И., Леонтьев Д. А., Лебедева А. А. Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 90-108.

Большинство исследований пандемии сегодня исходит из предположения, что эта ситуация является стрессогенной и ухудшающей благополучие. Цель работы — исследование субъективного благополучия в ситуации пандемии и его связи с совладанием и тревогой по поводу коронавируса. 409 человек за­полняли шкалы удовлетворенности жизнью, позитивных и негативных пере­живаний, ситуативный вариант COPE, методики оценки тревоги заражения и тревоги негативных последствий пандемии. Группами сравнения высту­пили три выборки (98, 66 и 293 человека), заполнявших шкалы удовлетво­ренности жизнью и позитивных и негативных переживаний в 2017 и 2019 гг. У респондентов в ситуации самоизоляции отмечается более низкий уровень позитивных эмоций, но не удовлетворенности жизнью и негативных эмоций. Тревога по поводу пандемии связана лишь с негативными эмоциями. Эмо ционально ориентированные копинг-стратегии и мысленный уход от про­блемы связаны с более высоким уровнем тревоги по поводу пандемии, тогда как проблемно ориентированные и активные стратегии совладания связаны с тревогой слабо, что может объясняться отсутствием готовых продуктивных решения и способов в неопределенной ситуации. При тревоге, связанной с острым и неизбежным риском (таким как риск заражения), концентрация на эмоциях и принятие могут быть не дисфункциональными стратегиями, так как не связаны с ухудшением общего благополучия. Наоборот, попытки справиться с тревогой по поводу негативных последствий пандемии за счет мысленного ухода от проблемы, использования «успокоительных», отрица­ния связаны с более низким уровнем удовлетворенности жизнью.

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда (РНФ), проект № 18-18-00480 «Субъективные индикаторы и психологические предикторы качества жизни».

Добавлено: 6 сентября 2020
Статья
Петровский В. А. Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 2.
Добавлено: 16 февраля 2011
Статья
Сычев О. А., Гордеева Т. О. Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 4. С. 141-157.

В статье представлен обзор исследований, посвященных разработке и оценке программ психологической профилактики депрессии у подростков. Несмотря на высокую распространенность подростковых депрессий и суицида в нашей стране, разработка программ их психологической профилактики продвигается очень медленно. В статье рассматривается ряд зарубежных психопрофилактических программ, основанных на идеях интерперсональной и когнитивно-поведенческой терапии. Подробно обсуждаются содержание и основные характеристики пенсильванской психопрофилактической программы. Показано, что такие краткосрочные психопрофилактические программы хорошо обоснованы, эффективны и практичны. Результаты проведенного обзора могут помочь в разработке отечественных программ психологической профилактики депрессии у подростков.

Добавлено: 26 декабря 2014
Статья
Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 3 (82). С. 183-205.

Статья посвящена рассмотрению возможностей и ограничений психологических методов изменения поведения, связанного со здоровьем. Проводится анализ методов, предложенных в рамках моделей континуума (теория убеждений о здоровье, теория мотивации защиты, социально-когнитивная теория, теория субъективной ожидаемой полезности), моделей стадий (транстеоретическая модель, модель принятия мер предосторожности, процессуальный подход к действиям, связанным со здоровьем), а также в рамках моделей саморегуляции в психологии здоровья - как общепсихологических (модель "Рубикона", ресурсная модель самоконтроля, теория саморегуляции М. Карвера и Ч. Шейера, теория самодетерминации), так и специфических (теория темпоральной саморегуляции). Обсуждаются трудности сопоставления эффективности интервенций, вызванные разной направленностью моделей (на предсказание поведения, описание его динамики и его объяснение соответственно), а также трудностями учета вклада отдельных методов изменения поведения и особенностей

Добавлено: 22 октября 2014
Статья
Колпачников В. В. Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 3. С. 80-92.

На основе введенного определения понятия “психотехническая система” рассмотрена и проанализирована клиентоцентрированная психотерапия (Client-Centered Therapy-CCT) . Описаны личные особенности специалиста, практикующего CCT, цели, концептуальная система и система практики CCT, система взаимодействия между клиентом и психотерапевтом. Проведенный анализ показывают, что психотехнический взгляд полезен для понимания процесса и результатов ССT и потенциально может быть использован для анализа любого психотерапевтического и образовательного подхода.

Добавлено: 14 января 2015
Статья
Лэнгле А. А. Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 1. С. 7-69.

Экзистенция — наше целостное бытие на Земле, бытие воплощенное. Экзистенциальный анализ (далее — ЭА) описывает экзистенцию через понятие ее фундаментальных мотиваций1 (далее — ФМ), в соответствии с законами которых идут психодинамические процессы, в ряде случаев приводящие к психически обусловленным телесным расстройствам. Из клинического опыта, из изучения материалов по позитивной психотерапии и многочисленных психосоматических теорий появилось понимание этиологии психосоматических расстройств, которое дает картину переживания пациента при нарушениях взаимодействия тела с психикой. Теперь мы знаем, что психосоматические расстройства обусловлены, прежде всего, блокадой второй и третьей ФМ, в сочетании с избыточными реакциями в первой и четвертой, что приводит к типичному функциональному активизму. С точки зрения психопатологии, такая картина может быть следствием одновременного протекания взаимно гасящих скрытых депрессии и истерии. В результате снижаются чувствительность и способность занимать позицию. Экзистенциально-аналитический подход к психосоматике разбирается на примере конкретного случая.

Добавлено: 5 сентября 2015
Статья
Скворцова С. Н., Шумский В. Б. Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 4. С. 51-69.

В статье представлены результаты феноменологического исследования зависимости в близких межличностных отношениях между мужчиной и женщиной. Проведенный по методике А. Джиорджи феноменологический анализ интервью респондентов, переживающих свои близкие межличностные отношения как зависимые, позволил предложить структурную модель данного феномена, выделив инвариантные и вариативные составляющие зависимости в близких отношениях. В статье подробно рассмотрен замкнутый круг «сближение–отдаление», специфичный для зависимых отношений. Показывается, что дифференциация феномена зависимости происходит на основе дефицита, который в отношениях восполняет зависимый партнер. Этот дефицит соответствует содержаниям фундаментальных экзистенциальных мотиваций, выделенных А. Лэнгле: дефицит опоры, дефицит чувства жизни, дефицит самопринятия и самоуважения. Нереализованность фундаментальной экзистенциальной мотивации к смыслу присутствует во всех случаях зависимости. 

Добавлено: 14 января 2014
Статья
Колпачников В. В. Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 4. С. 91-106.
Добавлено: 17 марта 2012
1 2