• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Sapientiam sine eloquentiam prodesse non est dubium: взаимосвязь мудрости и красноречия в произведениях Исидора Севильского

В произведениях Исидора выделяется несколько уровней знаний. Первым и наивысшим епископ Севильи считал мудрость (sapientia), под которым он понимал знание о божественных вещах. Такая мудрость обязательно приводит своего обладателя к спасению души и Царствию Небесному. Однако специфика мудрости трактовалась Иси-
дором по-разному в зависимости от его произведений. Так, в произведениях энциклопедического характера — «Этимологии» и первая книга «Дифференций» — мудрость представляет собой понимание устройства мира и космоса. Мудрый человек может узнать причины явлений как земной, так и небесной жизни. В противоположность ей разу-
мность (prudentia) ориентирована на постижение предметов земных и светских, ее целью является различение злого и доброго и наилучшее устроение своей судьбы. К нему примыкает знание (scientia) — книжное знание, которое Исидор считает частью философии.
В то же время и разумность, и знание являются инструментами для достижения искомой
мудрости. Такая мудрость тесно связана с красноречием (eloquentia), которое без нее не
мыслится. В произведениях, ориентированных на читателя-клирика или монаха, т. е. во
второй книге «Дифференций» и в «Сентенциях», мудрость противопоставлена суетно-
му мирскому знанию. В этих сочинениях Исидор утверждает, что красноречие мудрости
чуждо, что мудрость ценна своей безыскусностью. В контексте этих произведений му-
дрость нацелена исключительно на благочестивую жизнь и на спасение души. Различия
в толковании слова sapientia продиктованы жанровыми особенностями рассмотренных
сочинений, а также аудиторией, которой они адресованы.