• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 18 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. № 2 (58). С. 132-136.

Рецензия на монографию Т. Хакля, посвященную кругу Эранос.

Добавлено: 6 мая 2015
Статья
Марей Е. С. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2013. № I: 1(45). С. 7-19.

В произведениях Исидора выделяется несколько уровней знаний. Первым и наивысшим епископ Севильи считал мудрость (sapientia), под которым он понимал знание о божественных вещах. Такая мудрость обязательно приводит своего обладателя к спасению души и Царствию Небесному. Однако специфика мудрости трактовалась Иси- дором по-разному в зависимости от его произведений. Так, в произведениях энциклопедического характера — «Этимологии» и первая книга «Дифференций» — мудрость представляет собой понимание устройства мира и космоса. Мудрый человек может узнать причины явлений как земной, так и небесной жизни. В противоположность ей разу- мность (prudentia) ориентирована на постижение предметов земных и светских, ее целью является различение злого и доброго и наилучшее устроение своей судьбы. К нему примыкает знание (scientia) — книжное знание, которое Исидор считает частью философии. В то же время и разумность, и знание являются инструментами для достижения искомой мудрости. Такая мудрость тесно связана с красноречием (eloquentia), которое без нее не мыслится. В произведениях, ориентированных на читателя-клирика или монаха, т. е. во второй книге «Дифференций» и в «Сентенциях», мудрость противопоставлена суетно- му мирскому знанию. В этих сочинениях Исидор утверждает, что красноречие мудрости чуждо, что мудрость ценна своей безыскусностью. В контексте этих произведений му- дрость нацелена исключительно на благочестивую жизнь и на спасение души. Различия в толковании слова sapientia продиктованы жанровыми особенностями рассмотренных сочинений, а также аудиторией, которой они адресованы.

Добавлено: 27 марта 2013
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. № 1 (57). С. 139-149.

Рецензия на сборник The Wiley-Blackwell Companion to Christian Mysticism 

Добавлено: 17 февраля 2015
Статья
Гусарова Е. В. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2016. Т. 45. № 5. С. 30-37.

 

В настоящей статье рассмотрены особенности обращения к библейским текстам царского историографа алаки Габру при составлении хроники Такла Гиоргиса I. Специфика повествования отражает личные качества автора хроники, а также его образовательный уровень, от которого напрямую зависят способы изложения событий придворной и государственной жизни. Кроме того, данному произведению присущи отличительные черты исторических хроник периода кризиса царской историографии, ставшего неизбежным следствием общего кризиса Гондарской монархии, который привел к невиданной прежде политической раздробленности Эфиопии. Примечателен тот факт, что в этой тяжелой для страны ситуации, когда царям приходилось бороться за власть с местными феодалами и зачастую довольствоваться ролью марионеток в их руках, царская историография не перестала существовать и продолжала следовать многовековой традиции эфиопской церковной книжности.

 

Добавлено: 23 декабря 2016
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2017. № 74. С. 152-158.

В работе рассматривается теория Б. Копенхейвера, который в своих работах последних двух лет обосновывает то, что магия является этапом в истории философской мысли. 

Добавлено: 25 ноября 2017
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2016. № 4. С. 105-120.

Междисциплинарные исследования уже достаточно давно стали неотъемлемой частью современной науки, при этом в сфере религиоведения и исследований западного эзоте- ризма они все еще не получили достаточно широкого распространения. В статье широко известная методология исследования культурного продукта, разработанная бирмингем- ской школой cultural sudies, применяется к реалиям западного эзотеризма. Объектом на- шего исследования избран распространенный в крайне правом спектре эзотерических учений миф об эзотерическом (точнее инопланетном) бэкграунде Третьего рейха, широ- ко популяризировавшийся после 50-х гг. через работы В. Лэндига, М. Серрано и других идеологов правого эзотеризма. Примечательно, что начиная с 60-х гг. эти идеи нашли от- ражение не только в кругах адептов соответствующих учений, но и в массовой фантасти- ческой литературе, а чуть позже этот сюжет стал общим приемом кинематографической и компьютерной индустрии. Таким образом, направленная на узкий круг адептов идея, трансформировавшись, стала неотъемлемой частью массовой культуры. На примере ге- незиса, целевой аудитории, условий его развития и распространения в статье демонстри- руется вся сложность и необычность процесса усвоения массовой культурой мифологем, рожденных в эзотерической среде.

Добавлено: 6 сентября 2016
Статья
Козлова М. А., Кошелева Н. В. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. Т. IV. № 3(38). С. 94-105.

Статья носит обзорный характер и посвящена обсуждению вопроса соотнесения альтруистических и эгоистических паттернов индивидуального восприятия и поведения. Вектор рассмотрения проблемы задает расхождение общественно-научного и обыденного дискурсов о заботе. С опорой на результаты антропологических исследований забота анализируется в рамках концепции моральных оснований. Забота рассматривается и как инструмент политического и идеологического давления на макроуровне и в сфере организационных отношений. С позиций нейробиологии и психологии открывается потенциальная возможность интеграции заботы о себе и заботы о Другом в концепте идентичности. Использование «теории моральных мотивов» в качестве рамки осмысления нравственного наполнения идентичности позволяет интерпретировать заботу о себе как процесс исследования Я и выхода за пределы Я. Категория заботы приобретает трансцендентный характер — это уже не забота о целостности и благополучии Я, а способ истинно человеческого бытия. 

Добавлено: 18 октября 2015
Статья
Левинсон К. А. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2016. № IV: 2(41). С. 27-41.

В статье рассматриваются ранние (XVI–XVII вв.) печатные немецкие буквари и посо- бия для обучения чтению. Цель исследования — выяснить, для кого они предназнача- лись. Авторы этих учебных пособий — в большинстве своем протестантские учителя, как школьные, так и частные, — в заглавиях, предисловиях и основном тексте оставили эксплицитные и имплицитные указания на то, кого они представляли себе в качестве пользователей учебника. В этот круг могли включаться их коллеги — школьные и домаш- ние учителя, их ученики (причем в раннее Новое время обучались грамоте как дети, так зачастую и взрослые), а также люди, желавшие самостоятельно научиться читать. Зная биографии некоторых авторов и отношение Мартина Лютера и других реформаторов Церкви к делу обучения грамоте, мы можем заключить, что наиболее вероятными поль- зователями букварей были именно лютеране. На основании языковых признаков можно предположить, что целевую аудиторию составляли те, кто владел верхненемецкими диа- лектами.

Добавлено: 22 октября 2016
Статья
Лавринович М. Б. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2019. № 6.

На рубеже XVIII и XIX веков в Россию начали проникать новые представления об организации помощи бедным, основанные на оценке уровня нуждаемости, с одной стороны, и морали потенциального получателя, с другой. Н.П. Шереметев и руководивший строительством Странноприимного дома и организацией системы помощи А.Ф. Малиновский в поисках образца обратили свое внимание на «систему Рамфорда» и связанную с ней практику Гамбургского патриотического общества в том, что касалось отбора получателей пособий. В фокусе этих систем находились «новые бедные» – трудящиеся люди, чьих заработков не хватало на обеспечение себя и семьи. Их идеологи не считали бедность следствием личных моральных недостатков, как настаивали английские социальные реформаторы. Эти системы дополняли друг друга: Гамбургское общество предполагало оценку нуждаемости и индивидуальный подход к размеру помощи в каждом случае; Б. Томпсон Рамфорд обучал обитателей работного дома трудовым навыкам, а также кормил бедных на регулярной основе. Шереметев и Малиновский сразу отсекли «тунеядцев» и «бродяг», поскольку не собирались их «перевоспитывать», что исключило помощь низшим городским слоям. Они отказались также от «румфордова супа», но не отказались от идеи отбора нуждающихся. Для назначения пособий, помимо объективных критериев (многодетность или болезнь), учитывалась многолетняя «беспорочная» служба, трудолюбие и «благопристойность». В результате среди потенциальных получателей помощи от Дома преобладало московское чиновничество и офицерство средних чинов, принадлежавшее к близкому самому Малиновскому кругу и имевшее рекомендации от известных ему респектабельных лиц, а критерием отбора нуждающихся стал социальный статус.

Добавлено: 23 октября 2019
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2017. № 72. С. 147-160.

В статье проводится анализ двух самых последних руководств по западному эзотеризму, выпущенных ведущими зарубежными издательствами, на основании этого анализа автор рассматривает общие тенденции сферы исследований.

Добавлено: 24 сентября 2017
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2009. № 28.
Добавлено: 20 января 2010
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2009. № 28.
Добавлено: 20 января 2010
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2014. № 3. С. 155-164.

Рецензия на русский перевод книги Марка Сэджвика "Against the modern world"

Добавлено: 22 августа 2014
Статья
Графова М. А. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2012. Т. серия 5. № 1 (7). С. 7-23.

В статье анализируются мозаики в апсидах крупных римских церквей и выявляется их общий смысл.

Добавлено: 23 октября 2014
Статья
Дуринова Г. В. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. Т. 41. № 1. С. 18-38.

История понятия гражданин неоднократно становилась предметом исследований историков и лингвистов. Вопрос ставился следующим образом: когда гражданин начинает означать не то же, что горожанин? Однако представляется, что целесообразно поставить вопрос иначе: почему в русском языке гражданин и горожанин – разные слова? Особенность русского концепта гражданин заключается в оппозиции церковнославянского и русского вариантов. Эта оппозиция является ключевой для русской культуры и стала определяющей в формировании понятия о правовом субъекте в русском языке, противопоставив его другим европейским языкам.

Добавлено: 21 октября 2016
Статья
Макарова А. Л. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2016. № Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2. . С. 25-39.

Стилистический анализ росписи основного объема церкви Рождества Богородицы в Бетании позволяет определить ее место в византийском искусстве XII в. Из грузинских памятников в этом столетии нам известны ансамбли 1-й трети XII в. (церковь св. Георгия в Бочорме, не ранее 1104, ряд сванских церквей, мозаики и фрески Гелати, 1130-е), далее следует историческая лакуна, и следующий датированный живописный ансамбль относится уже к 1180-м гг. (церковь Успения в Вардзии). Анализ стиля живописи южной и северной стен основного объема Бетании позволяет сделать вывод, что он развивается в русле классического направления византийской живописи XII в. Фрески Бетании рассматриваются в следующем ряду памятников средневизантийского периода: СпасоПреображенский собор Мирожского монастыря (1130–40-е), Спасо-Преображенский собор Евфросиньева монастыря (ок. 1161), а также Палатинская капелла в Палермо (1143–1154), Базилика в Чефалу (1148), собор Санта Мария дельи Амиральи (1146–1151) и др. В этот период Грузия, наряду с Балканами, Русью, Южной Италией, Кипром, все больше претендует на самостоятельность как обособляющийся от метрополии художественный центр, продуктивно реагирующий на стилистические изменения в искусстве византийского мира. Здесь формируется яркий регионально-индивидуальный вариант стиля, усвоившего и приспособившего столичный художественный язык для решения собственных задач. Анализ стиля живописи основного объема Бетании, с учетом обширного круга аналогичных явлений, позволяет локализовать ее в границах 1150–60-х гг.

Добавлено: 21 ноября 2017
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2008. № I:3(23). С. 33-44.
Добавлено: 10 ноября 2008
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2008. № I:2(22).
Добавлено: 10 ноября 2008