• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 18 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. № 2 (58). С. 132-136.

Рецензия на монографию Т. Хакля, посвященную кругу Эранос.

Добавлено: 6 мая 2015
Статья
Марей Е. С. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2013. № I: 1(45). С. 7-19.

В произведениях Исидора выделяется несколько уровней знаний. Первым и наивысшим епископ Севильи считал мудрость (sapientia), под которым он понимал знание о божественных вещах. Такая мудрость обязательно приводит своего обладателя к спасению души и Царствию Небесному. Однако специфика мудрости трактовалась Иси- дором по-разному в зависимости от его произведений. Так, в произведениях энциклопедического характера — «Этимологии» и первая книга «Дифференций» — мудрость представляет собой понимание устройства мира и космоса. Мудрый человек может узнать причины явлений как земной, так и небесной жизни. В противоположность ей разу- мность (prudentia) ориентирована на постижение предметов земных и светских, ее целью является различение злого и доброго и наилучшее устроение своей судьбы. К нему примыкает знание (scientia) — книжное знание, которое Исидор считает частью философии. В то же время и разумность, и знание являются инструментами для достижения искомой мудрости. Такая мудрость тесно связана с красноречием (eloquentia), которое без нее не мыслится. В произведениях, ориентированных на читателя-клирика или монаха, т. е. во второй книге «Дифференций» и в «Сентенциях», мудрость противопоставлена суетно- му мирскому знанию. В этих сочинениях Исидор утверждает, что красноречие мудрости чуждо, что мудрость ценна своей безыскусностью. В контексте этих произведений му- дрость нацелена исключительно на благочестивую жизнь и на спасение души. Различия в толковании слова sapientia продиктованы жанровыми особенностями рассмотренных сочинений, а также аудиторией, которой они адресованы.

Добавлено: 27 марта 2013
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. № 1 (57). С. 139-149.

Рецензия на сборник The Wiley-Blackwell Companion to Christian Mysticism 

Добавлено: 17 февраля 2015
Статья
Гусарова Е. В. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2016. Т. 45. № 5. С. 30-37.

 

В настоящей статье рассмотрены особенности обращения к библейским текстам царского историографа алаки Габру при составлении хроники Такла Гиоргиса I. Специфика повествования отражает личные качества автора хроники, а также его образовательный уровень, от которого напрямую зависят способы изложения событий придворной и государственной жизни. Кроме того, данному произведению присущи отличительные черты исторических хроник периода кризиса царской историографии, ставшего неизбежным следствием общего кризиса Гондарской монархии, который привел к невиданной прежде политической раздробленности Эфиопии. Примечателен тот факт, что в этой тяжелой для страны ситуации, когда царям приходилось бороться за власть с местными феодалами и зачастую довольствоваться ролью марионеток в их руках, царская историография не перестала существовать и продолжала следовать многовековой традиции эфиопской церковной книжности.

 

Добавлено: 23 декабря 2016
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2017. № 74. С. 152-158.

В работе рассматривается теория Б. Копенхейвера, который в своих работах последних двух лет обосновывает то, что магия является этапом в истории философской мысли. 

Добавлено: 25 ноября 2017
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2016. № 4. С. 105-120.

Междисциплинарные исследования уже достаточно давно стали неотъемлемой частью современной науки, при этом в сфере религиоведения и исследований западного эзоте- ризма они все еще не получили достаточно широкого распространения. В статье широко известная методология исследования культурного продукта, разработанная бирмингем- ской школой cultural sudies, применяется к реалиям западного эзотеризма. Объектом на- шего исследования избран распространенный в крайне правом спектре эзотерических учений миф об эзотерическом (точнее инопланетном) бэкграунде Третьего рейха, широ- ко популяризировавшийся после 50-х гг. через работы В. Лэндига, М. Серрано и других идеологов правого эзотеризма. Примечательно, что начиная с 60-х гг. эти идеи нашли от- ражение не только в кругах адептов соответствующих учений, но и в массовой фантасти- ческой литературе, а чуть позже этот сюжет стал общим приемом кинематографической и компьютерной индустрии. Таким образом, направленная на узкий круг адептов идея, трансформировавшись, стала неотъемлемой частью массовой культуры. На примере ге- незиса, целевой аудитории, условий его развития и распространения в статье демонстри- руется вся сложность и необычность процесса усвоения массовой культурой мифологем, рожденных в эзотерической среде.

Добавлено: 6 сентября 2016
Статья
Козлова М. А., Кошелева Н. В. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. Т. IV. № 3(38). С. 94-105.

Статья носит обзорный характер и посвящена обсуждению вопроса соотнесения альтруистических и эгоистических паттернов индивидуального восприятия и поведения. Вектор рассмотрения проблемы задает расхождение общественно-научного и обыденного дискурсов о заботе. С опорой на результаты антропологических исследований забота анализируется в рамках концепции моральных оснований. Забота рассматривается и как инструмент политического и идеологического давления на макроуровне и в сфере организационных отношений. С позиций нейробиологии и психологии открывается потенциальная возможность интеграции заботы о себе и заботы о Другом в концепте идентичности. Использование «теории моральных мотивов» в качестве рамки осмысления нравственного наполнения идентичности позволяет интерпретировать заботу о себе как процесс исследования Я и выхода за пределы Я. Категория заботы приобретает трансцендентный характер — это уже не забота о целостности и благополучии Я, а способ истинно человеческого бытия. 

Добавлено: 18 октября 2015
Статья
Левинсон К. А. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2016. № IV: 2(41). С. 27-41.

В статье рассматриваются ранние (XVI–XVII вв.) печатные немецкие буквари и посо- бия для обучения чтению. Цель исследования — выяснить, для кого они предназнача- лись. Авторы этих учебных пособий — в большинстве своем протестантские учителя, как школьные, так и частные, — в заглавиях, предисловиях и основном тексте оставили эксплицитные и имплицитные указания на то, кого они представляли себе в качестве пользователей учебника. В этот круг могли включаться их коллеги — школьные и домаш- ние учителя, их ученики (причем в раннее Новое время обучались грамоте как дети, так зачастую и взрослые), а также люди, желавшие самостоятельно научиться читать. Зная биографии некоторых авторов и отношение Мартина Лютера и других реформаторов Церкви к делу обучения грамоте, мы можем заключить, что наиболее вероятными поль- зователями букварей были именно лютеране. На основании языковых признаков можно предположить, что целевую аудиторию составляли те, кто владел верхненемецкими диа- лектами.

Добавлено: 22 октября 2016
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2017. № 72. С. 147-160.

В статье проводится анализ двух самых последних руководств по западному эзотеризму, выпущенных ведущими зарубежными издательствами, на основании этого анализа автор рассматривает общие тенденции сферы исследований.

Добавлено: 24 сентября 2017
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2009. № 28.
Добавлено: 20 января 2010
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2009. № 28.
Добавлено: 20 января 2010
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2014. № 3. С. 155-164.

Рецензия на русский перевод книги Марка Сэджвика "Against the modern world"

Добавлено: 22 августа 2014
Статья
Графова М. А. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2012. Т. серия 5. № 1 (7). С. 7-23.

В статье анализируются мозаики в апсидах крупных римских церквей и выявляется их общий смысл.

Добавлено: 23 октября 2014
Статья
Дуринова Г. В. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. Т. 41. № 1. С. 18-38.

История понятия гражданин неоднократно становилась предметом исследований историков и лингвистов. Вопрос ставился следующим образом: когда гражданин начинает означать не то же, что горожанин? Однако представляется, что целесообразно поставить вопрос иначе: почему в русском языке гражданин и горожанин – разные слова? Особенность русского концепта гражданин заключается в оппозиции церковнославянского и русского вариантов. Эта оппозиция является ключевой для русской культуры и стала определяющей в формировании понятия о правовом субъекте в русском языке, противопоставив его другим европейским языкам.

Добавлено: 21 октября 2016
Статья
Макарова А. Л. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2016. № Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2. . С. 25-39.

Стилистический анализ росписи основного объема церкви Рождества Богородицы в Бетании позволяет определить ее место в византийском искусстве XII в. Из грузинских памятников в этом столетии нам известны ансамбли 1-й трети XII в. (церковь св. Георгия в Бочорме, не ранее 1104, ряд сванских церквей, мозаики и фрески Гелати, 1130-е), далее следует историческая лакуна, и следующий датированный живописный ансамбль относится уже к 1180-м гг. (церковь Успения в Вардзии). Анализ стиля живописи южной и северной стен основного объема Бетании позволяет сделать вывод, что он развивается в русле классического направления византийской живописи XII в. Фрески Бетании рассматриваются в следующем ряду памятников средневизантийского периода: СпасоПреображенский собор Мирожского монастыря (1130–40-е), Спасо-Преображенский собор Евфросиньева монастыря (ок. 1161), а также Палатинская капелла в Палермо (1143–1154), Базилика в Чефалу (1148), собор Санта Мария дельи Амиральи (1146–1151) и др. В этот период Грузия, наряду с Балканами, Русью, Южной Италией, Кипром, все больше претендует на самостоятельность как обособляющийся от метрополии художественный центр, продуктивно реагирующий на стилистические изменения в искусстве византийского мира. Здесь формируется яркий регионально-индивидуальный вариант стиля, усвоившего и приспособившего столичный художественный язык для решения собственных задач. Анализ стиля живописи основного объема Бетании, с учетом обширного круга аналогичных явлений, позволяет локализовать ее в границах 1150–60-х гг.

Добавлено: 21 ноября 2017
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2008. № I:3(23). С. 33-44.
Добавлено: 10 ноября 2008
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2008. № I:2(22).
Добавлено: 10 ноября 2008
Статья
Дмитриев М. В. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2017. Т. 78. № 5. С. 22-45.

Предмет статьи - представления об иконопочитании и  «иконическом» в православной культуре украинско-белорусских земель в XVI - начале XVII века. Анализ полемических и вероучительных текстов приводит к выводу, что в текстах нормативной культуры бытовало представление, что икона существует и необходима потому, что  имело место Бовоплощения, и икона предстает ипостасью того, того кто на ней представлен, а не только его изображением. Эти идеи сосуществовали с представлением о том, что священное изображение (в том числе и икона) есть не более, чем именно изображение того или иного святого или самих Христа и Богородицы.

Добавлено: 14 июня 2017