?
“Another Consciousness” as the Horizon of Cultural-Historical Psychology
Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. No. 4. P. 31-36.
The article reveals the historical debate between Russian psychologist-philosophers (Lossky and Shpet) in relation to Husserlian phenomenology at the beginning of the twentieth century. The debate is relevant in today`s interpretation of the social world and its place in cultural-historical psychology. The article reveals Vygotsky`s problematic choice on this fundamental issue.
В.П. Серкин, М. : Юрайт, 2016
В учебнике описываются и сопоставляются основные модельные описания психологии субъективной семантики и психосемантики. Суть методов психосемантики заключается в оценке испыиуемым стимулов и их значений с помощью других значений и их систем. Поэтому в учебнике много внимания уделено описанию различных форм значений и систем значений, изложено 20 методов (с модификациями) исследования и описания различных стимулов и ...
Добавлено: 21 июля 2015 г.
Поливанова К. Н., Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities & Social Sciences 2014 Vol. 7 No. 12 P. 2166-2172
В статье поднимается вопрос о современном состоянии детства и возможности его описания в терминах культурно-исторической теории, в частности, как кризис детства по аналогии с работами Д.Б. Эльконина. Приведен обзор зарубежных исследований современного детства и ранней взрослости. Представлен данные далее использованы в анализе базовых допущений культурно-исторической теории. Дано описание нового этапа жизненного цикла – возникающей взрослости, ...
Добавлено: 22 октября 2015 г.
Исаева А. Н., Малахова С. А., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015 Т. 84 № 4 С. 177-191
Статья посвящена проблеме трансформаций современного мышления в связи с развитием виртуального пространства жизни. В частности, рассматривается «клиповое мышление» как феномен «электронной личности» 21 века, конституирующей медиа-пространство и им же форматируемой. В работе изучаются психологические дефициты «клипового мышления», в качестве альтернативы рассматривается потенциал символического мышления, как порождающего целостное, объемное знание, отношение, впечатление, рефлексию личности, а также ...
Добавлено: 5 ноября 2015 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2016 Т. 86 № 2 С. 123-137
В статье приведены результаты исследования жизненных потенциалов личности, связанных с ее способностью к порождению и воссозданию представлений. Разработана модель возможностей сознательных и бессознательных образов и образных процессов, основанная на теоретической экспликации релевантных философско-психологических идей, а также герменевтике литературных текстов, содержащих описания «критических случаев» представлений. В модели систематизированы специфические возможности, присущие конкретным формам образов, а также ...
Добавлено: 24 ноября 2016 г.
Шадриков В. Д., Вопросы психологии 2014 № 5 С. 118-127
В работе обосновывается необходимость обращения к мысли, как одной из базовых психологических категорий, излагаются методологические принципы исследования, обосновывается понятие предметной мысли, рассматриваются нейрофизиологические механизмы порождения мысли и формируются представления о структуре мысли, выясняются отношения мысли и информации, дается гипотетическое описание процессов порождения мысли. ...
Добавлено: 10 декабря 2014 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 1 С. 17-32
Через раскрытие структуры мысли и содержания психики показывается, что сознание выступает как функциональная часть, актуализируемая субъектом в целях организации текущей жизнедеятельности. Мышление с его операциями рассматривается как механизм работы с содержанием сознания. Доказывается, что рефлексия включена в мыслительный процесс и нет основания рассматривать ее отдельно от мышления. Показывается, что все познавательные процессы можно разделить на ...
Добавлено: 13 декабря 2013 г.
Серкин В. П., Сиротский В. Е., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 1990 № 4 С. 28-33
Принципальные ограничения психосематического моделирования и путь их преодоления. ...
Добавлено: 6 июня 2014 г.
Buenos Aires : Miño y Dávila, 2016
Добавлено: 24 сентября 2019 г.
NY : Nova Science Publishers, 2012
The first part of this book is devoted to the old problem of fundamental motivations that can hardly be approached in another way, other than theoretically. The second part of the book is devoted to new or rather marginal concepts that seem capable to enrich general models of motivational processes. Part three of the book ...
Добавлено: 9 мая 2013 г.
Cambridge : Cambridge University Press, 2014
Добавлено: 4 октября 2019 г.
Серкин В. П., Вестник Северо-Восточного государственного университета 2010 Т. 14 С. 62-70
Проблемы разработки теории сознания. Авторская теория сознания как системы деятельностей субъекта ...
Добавлено: 16 июня 2014 г.
Измагурова В. Л., М. : Русайнс, 2017
Внутренний диалог как феномен самонаблюдения – это наши мысли, ход которых мы можем наблюдать. Внутренний диалог как внутрипсихологический феномен – это способ функционирования сознания, отражения и преломления в нем событий и явлений внешней реальности. В данном исследовании внутренний диалог определяется как механизм взаимодействия смысловых позиций сознания. Смысловые позиции – зафиксированное в форме относительно устойчивых смысловых ...
Добавлено: 27 сентября 2018 г.
Колпачников В. В., Культурно-историческая психология 2015 Т. 11 № 3 С. 135-146
С позиций психотехнического подхода, как современного развития культурно-исторической психологии, анализируется система обучения человекоцентрированному подходу на специализации «Человекоцентрированный подход» магистерской программы НИУ ВШЭ «Консультативная психология. Персонология». Для анализа используется понятие «психотехническая система» и представление о ее необходимых элементах: цель, концептуальная система знаний, практика, специалисты, организованная продолжающаяся система взаимодействия/отношений между специалистами и обучающимися. Описывается проведенное исследование эффективности ...
Добавлено: 13 января 2016 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № 2 (94) С. 36-47
В статье представлена попытка снять налет таинственности с проблемы сознания. Делается это на основе анализа данных о связи психики и сознания, привлечения понятия «мысль» к определению содержания психики и сознания, рассмотрения роли когнитивных психических процессов в формировании содержания психики и сознания, анализа рефлексии в процессах осознания себя. ...
Добавлено: 22 августа 2018 г.
Измагурова В. Л., Коммуникология 2015 Т. 3 № 4 С. 31-44
Проблема развития сознания актуальна на протяжении всей истории человечества, в силу ее активного влияния на уровень и качество жизни как отдельного человека, так и всего общества в целом. Социальное взаимодействие, в психологическом контексте, основано на сходной или различной картине мира взаимодействующих субъектов. Различие картины мира может выступать источником конструктивного или деструктивного взаимодействия. Социальное взаимодействие предполагает ...
Добавлено: 27 сентября 2018 г.
Allakhverdov V., Taylor & Francis Group, 2019
Featuring contributions from international researchers, the book uniquely integrates ¿Western¿ thinking on implicit learning with insights from a rich Russian research tradition. This approach offers an excellent opportunity to contrast perspectives, to introduce new experimental paradigms, and to contribute to ongoing debates about the very nature of implicit learning.
Implicit Learning: 50 Years On is essential reading ...
Добавлено: 26 июля 2019 г.
Колпачников В. В., Крючков К. С., Approche Centrée sur la Personne. Pratique et recherche/Швейцария-Франция-Бельгия 2020 No. 30 P. 47-61
Человекоцентрированный подход(ЧЦП) предлагает хорошо разработанную теорию развития человека, которая служит основой для современной психотерапевтической, образовательной и организационной практики, а также для научных исследований. Однако эта теория не учитывает в полной мере ту роль, которую играет культурная среда и культурные нормы в развитии человека. Для расширения этой перспективы авторы предлагают включить культурно-исторический подход, разработанный Львом Семеновичем ...
Добавлено: 16 марта 2021 г.
van der Veer R., Завершнева Е. Ю., Journal of the History of the Behavioral Sciences 2018 Vol. 54 No. 2 P. 101-116
Добавлено: 23 сентября 2019 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № 4 С. 279-300
В статье с позиций рефлексивно-культурологического науковедения обобщается история
предметно-институционального развития советской психологии во взаимодействии с другими
науками о человеке. Анализируются и обсуждаются историко-методологические проблемы науковедческого определения понятия «советская психология», выстраивается и обосновывается
социокультурная периодизация основных этапов ее векового (досоветского, советского и
постсоветского) развития, показаны предпосылки ее зарождения в дореволюционном человекознании Серебряного века русской культуры и перспективное влияние на современное ...
Добавлено: 15 февраля 2019 г.
Крючков К. С., Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика 2019 Т. 9 № 4 С. 179-194
В настоящей статье автор выстраивает теоретическое соотношение между типологией жизненных миров Ф.Е. Василюка и периодами возрастно-психологического развития личности. Предметом работы являются особенности развития с точки зрения психологии переживания и типологии жизненных миров. Задачами настоящей статьи являются: во-первых, соотнесение типологии жизненных миров с определенными этапами развития личности, соотнесение конкретных периодов и конкретных миров; вовторых, описание особенностей ...
Добавлено: 27 февраля 2020 г.
Зинченко В. П., Культурно-историческая психология 2010 № 2 С. 2-13
В статье рассматриваются условия или предпосылки овладения языком и культурой. Вслед за Г. Г. Шпетом, А. А. Ухтомским, М. Хайдеггером, Н. А. Бернштейном и В. В. Бибихиным, автор называет их доопытным началом. Такое «начало» рассматривается как непосредственная интеллигибельная интуиция, душевный интеграл, недифференцированное единство: понимаю, мыслю, могу. Непосредственность начала не означает его примитивности. Путь развития неопосредованного ...
Добавлено: 19 октября 2012 г.
Cambridge : Cambridge University Press, 2014
The field of cultural-historical psychology originated in the work of Lev Vygotsky and the Vygotsky Circle in the Soviet Union more than eighty years ago, and has now established a powerful research tradition in Russia and the West. The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology is the first volume to systematically present cultural-historical psychology as an ...
Добавлено: 19 октября 2014 г.