• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Что получает клиент от психотерапевта?

Орлов А. Б., Орлова Н. А., Пермогорский М. С.

В данной статье авторы, развивая тезис о психотерапевтическом взаимодействии как аконвенциональной социальной коммуникативной практике, отвечают на два вопроса: «Что это за коммуникация, которая не приводит к выдаче совета?» и «Что же тогда дает (если вообще что-то дает) своему клиенту психолог-психотерапевт?». В рамках авторского триалогического подхода к психотерапии и психологическому консультированию основным дифференцирующим параметром психотерапевтичности взаимодействия является степень персонализации-персонификации психических структур участников общения. На основе представлений о пяти уровнях психотерапевтической коммуникации показано, что для психотерапевтического (персонифицирующего) общения характерны примат слушания над говорением и эмоционального содержания (переживаний и чувств) над когнитивным содержанием (сведениями, информацией), а также безоценочность, эмпатичность, конгруэнтность и… заветность; в то время как для конвенционального (персонализирующего) общения, напротив, характерны примат говорения над слушанием и когнитивного содержания над содержанием эмоциональным, оценочность, аэмпатичность, инконгруэнтность и в результате советование.