?
Возможен ли конфессиональный подход в исследовании западного эзотеризма?
В статье предпринята попытка обоснования возможности конфессионального подхода в изучении западного эзотеризма. Вначале автор рассматривает работы В. Ханеграафа, в которых изложена идея генезиса эзотеризма в рамках «дискурса другого», сформировавшегося с приходом христианства.
Далее выделяются два конфессиональных подхода, условно обозначенные как «модернистиская теория» и «теория древа». Модернистская теория видит в комплексе эзотеризма явление несогласующееся с научными данными и противоречащее мировоззрению рационализма, по мнению модернистов, эзотеризм опасен как уводящее человека во тьму невежества и внерациональным эпохам истории явление. Подход же древа, напротив, видит в эзотеризме альтернативный христианству путь жизни, который предложил змей праотцам в Раю. В целом его можно свести к идее: быть богом без Бога.
Ни первый, ни второй подход не отвечают уровню современных научных исследований в сфере эзотеризма. Как возможность третьего подхода, автор предлагает теорию конгениальности - созвучия мировоззрения конфессионального исследователя и исследуемого им представителя западного эзотеризма. Конгениальность конфессионального исследователя дает возможность взглянуть на уже существующие проблемы свежим взглядом, найти доселе незамеченные грани, что всегда плодотворно для развития любой науки.