?
С.Л. Франк как критик оккультизма
В статье на основании зарубежных архивных материалов, эпис-
толярного наследия и периодической печати проводится историко-философская
реконструкция отношения русского философа С.Л. Франка к теософии и оккуль-
тизму. Приводятся архивные документы, содержащие критику философом тео-
софского учения мыслителя-эмигранта Петра Демьяновича Успенского и в часто-
сти его книги «Новая модель вселенной», в которой содержалось учение теософа
об оккультно-магической системе «Четвертого пути» (эту книгу планировалось
перевести на нидерландский язык при посредничестве сотрудника основанной в
1925 г. еженедельной газеты «Слово и дух» («Woord en Geest»), Хенка Вехгелара
(Henk Wechgelaar)). Проведён анализ эволюции взглядов С.Л. Франка на паранор-
мальные явления, которые были сформулированы философом в ряде его лекци-
онных выступлений в Берлине (7 марта 1927 г.), Риге (29 февраля 1928 r.), Дауга-
впилсе (6 марта 1928 г.), Таллинне (11 марта 1928 г.), Каунасе (27 марта 1928 г.) и
Белграде (26 апреля 1930 г.); а также на соотношение теософии и оккультизма с на-
укой и религией, высказанное С.Л. Франком как в его докторской (незащищенной)
диссертации «Душа человека», так и в его более поздних работах и выступлениях.
В Приложении публикуется перевод письма С.Л. Франка Х. Вехгелару из архива
Амстердамского свободного университета, в котором философ выражает свое отно-
шение к теософскому учению (автограф: Brief van Simon Frank aan H Wechgelaar //
Amsterdam, UVA copy UB: HSS-mag.: XXXIII Pos: map Wechgelaar [H.]).