• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 15 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Avdeeva N. Религиоведение. 2019. No. 4. P. 13-18.
Добавлено: 13 октября 2020
Статья
Дубровский Д. В. Религиоведение. 2007. № 2. С. 10-20.

 статье делается ссылка на акциональный код тюркских кочевых народов Центральной Азии для анализа пространственных отсылок, проявляющихся в процессе различных тюркских ритуалов. Цель данной статьи-найти общие принципы пространственного монтажа и провести различие между горизонтальными и вертикальными путями, которые реализуются в процессе ритуалов по-разному. Обращаясь к работам Виктора Топорова, автор проверяет выводы, сделанные В. Топоров о внеязыковом значении «стоять» и «падать» в структуре славянских языков на основе тюркской традиционной культуры. В результате этого анализа он приходит к выводу, что общим синонимом «стоять» является «жизнь», а «падать» - синоним «смерти» в традиционных турецких ритуалах. В то же время в статье раскрываются различные варианты того, как эти общие идеи представляются во время ритуала.

Добавлено: 10 марта 2021
Статья
Порус В. Н. Религиоведение. 2009. № 2. С. 167-169.
Добавлено: 4 декабря 2009
Статья
Носачев П. Г. Религиоведение. 2018. Т. 2. № 2. С. 131-139.

В статье рассматриваются возможные перспективы междисциплинарных исследований, стоящих на границе изучения культуры и религиоведения. Специфику такой междисциплинарности автор предлагает проиллюстрировать примером проявления сферы западного эзотеризма в приключенческих компьютерных играх 90-х годов. В первой части статьи выявляются основные оккультурные мифологемы, оформившие сюжет игр рассматриваемого периода, для этого методологической рамкой исследования выбрана теория оккультуры К. Партриджа. Игры 90-х оказываются в значительной степени пропитаны отсылками к оккультурной тематике, автор приходит к выводу, что именно оккультура делает сюжет игры коммерчески успешным. Во второй части статьи автор обращается к теории циркуляции культурного продукта, разработанной бирмингемской школой culture studies, чтобы с её помощью понять, как с исследовательской точки зрения можно использовать знание о глубоком оккультурном влиянии на индустрию приключенческих игр. В статье подробно рассматриваются три фазы циркуляции: производство, потребление и идентичность. Автор приходит к выводу, что в своей основе оккультурные сюжеты компьютерных игр полностью вторичны по отношению к кино и литературе, но эта вторичность и обеспечивает им коммерческий успех, определяемый узнаваемостью и оправданием ожиданий игроков. В завершении статьи делается вывод о том, что игры с оккультурным сюжетом формируют идентичность оккультурного бриколера, бриколером является как создатель этой игры, так и её потребитель. Идентичность бриколера, играющего с оккультурными темами, имплицитно присуща самому жанру приключенческих игр.

Добавлено: 25 августа 2018
Статья
Носачев П. Г. Религиоведение. 2017. № 3. С. 145-154.

В статье проводится религиоведческий анализ истоков кинематографической эстетики американского режиссера Дэвида Линча, которая восходит к классикам киноавангарда Жану Кокто, Майе Дерен и Кеннету Энгеру. В статье даётся обзор эстетических заимствований Линча из работ классиков киноавангарда, особенно подробно анализируется творчество Кеннета Энгера, поскольку Энгер является наиболее сильно укоренённым в западном эзотеризме режиссером. Преобразование идей Кроули в творчестве Энгера дало начало использованию эзотерических мотивов в современном кино. В статье демонстрируется как сильно повлияло творчество Энгера на формирование языка выражения иного мира у Линча. Также обосновывается идея о том, что через творчество Энгера Линч познакомился с Алистером Кроули, учение которого он и положил в основание своей мифологии. Общие для Линча и Кроули темы садизма, сексуальных извращений и наркотиков демонстрируют насколько сильно Линч опирался на учение Кроули, а центральная для магии Кроули идея духовного двойника легла в основу столь сильно развитой в фильмах Линча проблематики диссоциативных расстройств. Более того, в оформлении мифологии иного мира сериала «Твин Пикс» именно представление о духовном двойнике стало системообразующим элементом всего повествования. В статье делается вывод о том, что Линч намеренно обращается к самым сложным и недоступным широким массам эзотерическим учениям, используя их как строительный материал для создания своей оригинальной киноэстетики

Добавлено: 6 декабря 2017
Статья
Кочеров С. Н., Семикопов Д. В. Религиоведение. 2007. № 2. С. 21-30.
«Иосифляне» и «нестяжатели» представляли два типа святости на Руси – грозных и кротких святителей. Не случайно «грозный» со всеми своими оппонентами Иосиф Волоцкий представляет резкий контраст с «кротким» Нилом Сорским, который проповедует милосердие даже к еретикам.Ни один из этих ликов русских подвижников не может претендовать на полное выражение святостив ее христианском понимании.Но в своем сочетании они представляют плерому отношения к мируи людям, которая в высшем своем проявлении нашла воплощение в евангельском образе Христа. В этом смысле можно сказать, что Иосиф Волоцкий и Нил Сорский не только противостоят,но и дополняют друг друга.
Добавлено: 9 февраля 2016
Статья
Селезнев Н. Н. Религиоведение. 2006. № 3. С. 16-27.

Книга Гераклида: Находясь в ссылке, Несторий составил апологию, надписав ее, с целью уберечь от сожжения, именем Гераклида Дамасского. Это сочинение, еще известное Евагрию Схоластику (536-594), в оригинале до нас не дошло, однако оно сохранилось в традиции сирийского Востока в сирийском переводе.

Добавлено: 3 октября 2017
Статья
Суториус К. В. Религиоведение. 2010. № 2. С. 34-49.

Статья посвящена малоизученному аспекту в истории Киево-Могилянского коллегиума/академии - преподаванию в нем морального богословия. В статье рассматривается, что собой представляло в XVII в. моральное богословие и чем оно отличалось от богословия "школьного", говорится о том, в каком порядке преподавалось богословие в Киевской академии в конце XVII - первой половине XVIII в. и какое место занимало в нем богословие нравственное. На примере богословского курса Стефана Яворского показывается, как элементы морального богословия иезуитов включались в киевские курсы "школьного" богословия.

Добавлено: 20 февраля 2018
Статья
Селезнев Н. Н. Религиоведение. 2012. № 1. С. 7-15.

В арабоязычном коптском рукописном сборнике из собрания А. Минганы (MS Chr. Arab. 71) содержится трактат об отличительных особенностях разных христианских конфессий. Обзор автора трактата охватывает сообщество «франков» и восточнохристианские общины: мелькитов, армян, сирийцев («яковитов»), «несториан» и нубийцев. Настоящая статья представляет собой источниковедческое исследование, имеющее целью анализ сведений об авторе и тексте, которые могут быть извлечены из данной рукописи. К статье прилагается русский перевод трактата.

Добавлено: 2 октября 2017
Статья
Пылаева М. Д. Религиоведение. 2010. № 4. С. 64-73.

В статье анализируются отечественные исследования XX века, посвященные творчеству гуманистов Возрождения в сфере образования. Опираясь на научные методы исследования, используя достижения зарубежного ренессансоведения, отечественные ученые выявили соотношение светского и религиозного в образовательных проектах гуманистов, обрисовали цели, содержание и значение светского начала в представлениях гуманистов об образовании. Была затронута проблема влияния христианских идей на гуманистическую педагогику. Наследие отечественных исследователей гуманистической педагогики актуально для выбора вектора развития образования в России. 

Добавлено: 11 декабря 2015
Статья
Носачев П. Г. Религиоведение. 2021. № 2. С. 66-74.

Пятнадцать лет назад британский религиовед Кристофер Партридж предложил концепцию оккультуры. С тех пора она стала активно использоваться как рабочая модель для анализа форм бытования эзотерических элементов в современной культуре. Когда Партридж создавал свою концепцию, он опирался на ситуацию конца 90-х начала 2000-х годов, время, когда эзотерические элементы закреплялись в культуре. Дистанция, отделяющая нас от труда Партриджа, с неизбежностью должна была внести коррективы в его теорию. Чтобы определить степень этих корректив, мы обратимся к современным нарративам, ставшим концентраторами эзотерической мифологии. Анализируя экранную культуру, Партридж отдельно остановился на кейсе сериала «Секретные материалы». Для него «Секретные материалы» являлись «сильнейшим метатекстом», сконденсировавшим различные нарративы оккультуры. В год выхода книги Партриджа на телеэкраны был выпущен новый сериал «Сверхъестественное». Этот сериал фактически стал новым метатекстом, аккумулирующим почти весь массив эзотерической мифологии, накопленный за века существования девиантной религиозности. В статье анализируется мифология сериала по трём темам: мир-механизм, демоны как антагонисты и монотеизм. В заключение делается вывод о том, что современный оккультурный метатекст не только конденсирует в себе все сюжеты оккультуры, но и преображает их. Экранная культура создаёт новые религиозные мифы, используя элементы классической мифологии. При этом очевидно, что в основе такого конструирования лежат современные представления об этике и духовности

Добавлено: 16 сентября 2021
Статья
Кормина Ж. В. Религиоведение. 2012. № 2. С. 195-201.
Добавлено: 9 сентября 2012
Статья
Селезнев Н. Н. Религиоведение. 2013. № 1. С. 50-59.

Джирджис ал-Макин ибн ал-ʿАмид – арабоязычный христианский историк XIII века, известный не только в восточнохристианской и мусульманской историографии, но и в западной исторической науке со времени ее становления. Однако первый том его известного труда – ал-Маджмӯʿ ал-мубāрак («Благословенное собрание») – по сей день остается неизданным. В настоящем исследовании рассматривается раздел этого произведения, посвященный византийскому императору Анастасию (ок. 430–518). Предлагается русский перевод указанного раздела, выполненный по четырем рукописям, и источниковедческий комментарий.

Добавлено: 30 сентября 2017
Статья
Зеленина Г. С. Религиоведение. 2012. № 2. С. 56-67.

На обширном материале интервью с советскими (преимущественно - украинскими) евреями, родившимися до войны, исследуются соблюдение традиции и отношение к ней до и после войны на примере одного обряда, ритуально и практически чрезвычайно значимого, - обрезания.

Добавлено: 9 сентября 2012
Статья
Носачев П. Г. Религиоведение. 2017. № 1. С. 80-89.

В статье на примере творчества одного из ведущих современных религиоведов К. Штукрада анализируется проблематика включения пострукту- ралистской философии в методологию современного религиоведения. Труды Штукрада с самого начала были подчёркнуто междисциплинарны: он исследовал шаманизм, астрологию, западный эзотеризм, проблему связи науки и религии, применял концепции М. Фуко, Р. Рорти, П. Бурдье, Б. Латура, Э. Фишер-Лихте, Б. Гладигова, У.Дж.Т. Митчелла. Такая методологическая открытость делает его теорию лучшей иллюстрацией как плюсов, так и минусов междисципли- нарности в религиоведении. По мнению некоторых исследователей, Штукрад – один из немногих, кому удалось эффективно применить методологию дискурс-анализа в религиовед- ческих исследованиях. Штукрад прошёл путь от эссенциализма школы А. Февра к постструктура- лизму в духе Фуко. Общее направление его последних трудов следует логике конструкционистской формы дискурс-анализа. Из теории Штукрада можно вывести следующие положения. Во-первых, популярное в современном религиоведении деление на этический и эмический уровни описания не работает, границы между учёным и тем, что он изучает, между религиоведением и религией, посто- янно изменяются. Во-вторых, любое исследование есть в то же время процесс созидания того, что ис- следуется, следовательно, религиовед создаёт современный ему дискурс «религии», а религиоведение самого религиоведа определяется его личными убеждениями. В-третьих, заменив религию на дискурс «религии», Штукрад нивелирует сам предмет религиоведческого исследования.

Добавлено: 1 июня 2017