• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Возможности сотрудничества в БРИКС для формирования решений БРИКС и «двадцатки» по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры в интересах России

Ларионова М. В., Рахмангулов М. Р., Шелепов А. В., Сахаров А. Г., Медушевский Н.

В статье предпринята попытка оценить возможности сотрудничества в БРИКС для формирования решений БРИКС и «двадцатки» по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры в интересах России. С этой целью авторы материала проанализировали позиции стран БРИКС по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры. В анализ были включены пять основных направлений реформы: 1) формирование новой глобальной системы резервных валют (изменения состава корзины валют специальных прав заимствования (СДР), изменение роли СДР в мировых финансах, изменение структуры валютных резервов, переход на расчеты в национальных валютах в рамках различных соглашений); 2) реформирование системы управления международными финансовыми учреждениями (реформирование системы представительства и голосов в Международном валютном фонде (МВФ) и Всемирном банке, пересмотр формулы расчета квот в МВФ); 3) увеличение ресурсов международных банков развития и создание новых коллективных инструментов финансовой защиты, создание Банка развития БРИКС); 4) обеспечение эффективного надзора за финансово-экономической политикой с учетом системного значения стран (МВФ, Совет по финансовой стабильности); 5) преодоление макроэкономических дисбалансов (платёжный баланс, государственный бюджет и национальный долг). Работа была выполнена преимущественно на основе документов национальных органов власти, либо официальных позиций, заявленных национальными органами власти в международных организациях. Учитывая, что целью проведенной работы является оценка возможностей сотрудничества для формирования решений БРИКС и «двадцатки» по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры в интересах России, каждый блок начинается с анализа позиций России, затем рассматриваются позиции партнеров по БРИКС. Результаты анализа позволили выявить общие позиции стран БРИКС по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры, соответствующие интересам России. По каждому блоку выделены направления дальнейшего сотрудничества.

С целью оценки возможности влияния коллективных позиций БРИКС на решения «двадцатки» на основе документов БРИКС и «двадцатки» был осуществлен сравнительный анализ решений БРИКС и «двадцатки» по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры. Выявлены поворотные моменты координации БРИКС для формирования решений «двадцатки» по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры. Дана оценка потенциала влияния БРИКС на решения «двадцатки».

По итогам анализа сформулированы рекомендации по использованию возможностей сотрудничества в БРИКС для формирования решений БРИКС и «двадцатки» по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры в интересах России.

Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС».