• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Ценностный консенсус и факторы ценностной дифференциации населения России и других европейских стран

Тема ценностного консенсуса и ценностной дифференциации населения России является одной из центральных, как в дискуссиях политологов о целях и идеях, вокруг которых могли бы объединиться россияне, так и среди социологов, которые в своих объяснениях часто апеллируют к атомизации и разобщенно-сти российского общества. В этих обсуждениях обычно отсутствует фактическая информация и приводятся лишь косвенные аргументы. Так,
в качестве фактора ценностной дифференциации часто ссылаются на очень большую территорию страны, а в качестве аргумента в пользу консенсуса – на сравнительно низкие значения показателей этнической, языковой и религиозной разнородности российского населения.

В статье рассматривается  проблема ценностной консолидации  или ценностного консенсуса населения России и других стран Европы.  По ряду  ценностей россияне демонстрируют наиболее низкий ценностный консенсус.  Сравнивая вклад социальных классов и  возрастных групп в формирование ценностного консенсуса, авторы приходят к выводу, что  межпоколенный ценностный разрыв приводит снижению ценностного консенсуса во всех рассматриваемых странах в большей степени, чем социальный класс. В России  наибольший среди рассматриваемых стран межпоколенный ценностный разрыв, что авторы и связывают с  низким ценностным консенсусом. В заключение обсуждается связь между ценностным консенсусом в стране и уровнем значимости различных ценностей.