• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Платность высшего образования: авансы институциональных изменений

Из широкого спектра дискуссий вокруг реформы академической сферы для широкой публики наиболее доступна дискуссия о платности образования. Складывается впечатление, что из-за кажущейся простоты вопроса даже эксперты спешат, минуя стадию анализа фактического положения дел, немедленно перейти к отстаиванию заранее сложившейся позиции «за» или «против». В полемическом запале упускается из виду, что платность является не самоцелью, а средством решения ком-плекса проблем, далеко выходящих за узкие рамки «оптимизации бюджетных расходов». Стратегические цели расширение сегмента платного образования заключаются в том, чтобы дополнить администрирование механизмами рыночной регуляции, повысить активность и ответственность производителей и потребителей образовательных услуг, чтобы повысить качество образования, привести его в соответствие с потребностями рынка труда, встроить эффективные стимулы к глубокому и деятельному освоению учащимися академических программ [см., например: Всемирный Банк...], формализовать громадные потоки неформальных платежей [Галицкий, Левин, 2004] и переориентировать их на институциальные нужды образования, сделать доступ к образованию более прозрачным и справедливым.