?
Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований 1994-96 гг.)
Мир России: Социология, этнология. 1997. Т. 6. № 1. С. 79-106.
Природа телевидения темпоральна. Око существует только в непрерывной временной "развертке", предлагая вниманию массовой аудитории уплотненную реальную событийность, этакие событийные сгустки общественной и культурной жизни, информируя, развлекая, убеждая, просвещая. Обращение людей к телевидению в тот или иной момент времени в единичном проявлении кажется случайным или, по крайней мере, сугубо индивидуальным. Однако в массовом, статистически значимом масштабе оно подчинено довольно ярко выраженным закономерностям, часть из которых и будет рассмотрена в данной работе.
Назаров М. М., Информационное общество 2015 № 2-3 С. 57-66
В фокусе анализа находится явление фрагментации медиа. Обсуждаются его технологические и социально-экономические предпосылки, рассматриваются следствия фрагментации с точки зрения перспектив формирования новой культурно-информационной среды. На основе анализа эмпирических данных предлагается интерпретация современных трендов фрагментации медиа в России. Обосновывается, что теоретические представления о формировании в результате фрагментации небольших замкнутых групп аудитории, скорее всего, является преувеличением. Наиболее ...
Добавлено: 6 сентября 2015 г.
Ефанов А. А., Информационное общество 2018 № 3 С. 41-46
В статье проводится научное осмысление «breaking news» как особого формата информационных программ на телевидении. Композиционно информационные телепрограммы в формате «breaking news» строятся по принципу нарратива. В своих дискурсивных стратегиях журналисты сочетают прямое «жесткое» информирование и риторику скорби. Результаты авторского онлайн-опроса «”Breaking news”: феномен медиавосприятия» (n=400) подтвердили, что наибольшую обеспокоенность и тревожность у аудитории вызывают новости ...
Добавлено: 17 февраля 2019 г.
Кирия И. В., Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика 2010 № 1 С. 51-74
Данная статья - синтез нескольких работ автора, опубликованных за рубежом, представляет собой попытку рассмотрения социальных причин и социальных оснований той роли, которую российское государство и Российские аудитории играли по отношению к медиа. С нашей точки зрения, ситуация в сегодняшних российских медиа не может рассматриваться вне контекста социальной структуры российского общества и роли, которую играет государство ...
Добавлено: 4 октября 2012 г.
Шариков А. В., Медиаальманах 2018 № 2 С. 18-26
В статье прослеживается трансформация понятия «аудитория СМК», которое, возникнув в русском языке в 1960 гг., сначала отождествлялось с понятиями «массовая аудитория» и «население». В 1980 гг. его стали трактовать как устойчивую целостность, формирующуюся на основе информационных потребностей; в 1990 гг. - как коммуникативную общность и группу медиапотребителей. В современной российской научной литературе выделяют четыре подхода ...
Добавлено: 6 марта 2020 г.
Ним Е. Г., Вестник Челябинского государственного университета 2010 № 16 (197) С. 34-40
Статья посвящена анализу процессов, происходящих в мире повседневности под влиянием массмедиа. В ней рассматриваются социологические подходы к пониманию природы и структуры жизненного мира, описываются формы и социокультурные последствия его медиатизации. Автор также выделяет и анализирует различные стратегии репрезентации жизненного мира на телевидении. ...
Добавлено: 20 сентября 2014 г.
Ефанов А. А., Коммуникология 2018 Т. 6 № 1 С. 155-165
В статье проводится авторское обоснование феномена псевдо-новости как дискретно существующей разновидности новости. Определяется, что, будучи формально (по структуре) построенным как новостное послание (аналогичные композиция, стилистика, основные элементы, диалектический ответ на триаду вопросов: что? + где? + когда?), псевдо-новостное сообщение содержательно противоречит главным признакам новости (объективности, достоверности, отражению текущей действительности). Предлагается авторская типология – дифференциация явлений ...
Добавлено: 17 сентября 2018 г.
Назаров М. М., Социологические исследования 2014 № 6 С. 116-126
Анализируются особенности использования телевидения и интер- нета в России. Теоретической основой проводимого анализа выступают концепция “относительного постоянства” и теория полезности и удовлетворения потребностей посредством медиа. Эмпирической базой выступают результаты исследования коммуникативного поведения городского населения РФ. Предложена типология ис- пользования телевидения и Интернета с точки зрения длительности медиапотреб- ления. Обсуждаются факторы, детерминирующие особенности текущего состояния и ...
Добавлено: 1 октября 2015 г.
Ефанов А. А., Знак: проблемное поле медиаобразования 2018 № 1 (27) С. 63-69
В статье анализируется новый тренд современного коммуникационного пространства, именуемый как «хайп». Изучаются природа данного явления, этимологические особенности формирования понятия «хайп». Рассматриваются основные социальные прецеденты, получившие в медийном поле статус «хайпа» (появление Ю. Дудя и его интервьюирование В. Познера; рэп-баттл Oxxxymiron vs Dizaster; баллотирование К. Собчак на президентских выборах). Делаются выводы о последствиях в результате влияния ...
Добавлено: 18 сентября 2018 г.
Шариков А. В., Наука телевидения 2016 Т. 12 № 12 С. 193-215
В статье описаны закономерности миграций телевизионной аудитории. Автор приводит дает определение миграциям телеаудиториии и приводит оригинальную авторскую классификацию этой категории, выделяя: экстраканальные, интерканальные (межканальные) и интраканальные (внутриканальные) миграции. Подчеркивается, что детальное изучение миграций стало возможным после внедрения в отраслевую практику автоматизированных систем измерения аудитории, в которых замеры делаются с высокой частотой, а пользователи данных получают ...
Добавлено: 5 марта 2017 г.
Тарасенко А. С., В кн. : "Ломоносов-2009". Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых по фундаментальным наукам. Тезисы докладов. : М. : МГУ, 2009. С. 48-49.
Добавлено: 11 декабря 2013 г.
Новикова А. А., Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Филологические науки 2012 № 13 (93) С. 217-226
Статья посвящена анализу перспектив использования понятия «картина мира» применительно к результатам телевизионной интерпретации реальности. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященных специфике природы телевидения, автор делает попытку дать определение понятию «телеэкранная картина мира». ...
Добавлено: 15 декабря 2012 г.
Назаров М. М., Социологические исследования 2018 № 8 С. 54-64
На основе репрезентативных исследований зафиксировано, что рост разнообразия и фрагментация медиасреды предполагают распределение российской ТВ аудитории по большому числу малых каналов, с одной стороны; концентрацию аудитории вокруг ограниченного числа высоко охватных источников – с другой. Современное состояние российского медиаландшафта храктеризуется также пересечением аудиторий больших и малых каналов. Выделены несколько социо-культурных трендов, связанных с ростом возможностей ...
Добавлено: 29 августа 2018 г.
Родькин П. Е., Социально-гуманитарные знания 2016 № 4 С. 239-245
Статья посвящена феномену реалити-шоу, возникшему в качестве специфического телевизионного формата (1970-е — н.в.), ставшего неотъемлемой частью телевещания и формирующего в современном обществе «эффект реальности». Несмотря на новизну данного формата по отношению к традиционным игровым формам театра и кино, фактически реалити-шоу не произвели революционных изменений в телевидении, особенно в сравнении с изменениями, которые произошли в интернете ...
Добавлено: 19 сентября 2016 г.
Шариков А. В., Ермолаева О. Я., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2016 № 4 С. 99-115
Статья посвящена некоторым аспектам истории медиасоциологии. В России история использования средствами массовой информации опросов аудитории насчитывает 250 лет - факт, известный историкам журналистики, но практически неизвестный в социологической среде. Кратко рассматриваются основные вехи в развитии взаимодействия СМИ и исследователей-социологов в Российской Империи, СССР и Российской Федерации с 1765 года по 2000 г. Вводится понятие "модель ...
Добавлено: 6 марта 2017 г.
Казун А. Д., Казун А. П., / Высшая школа экономики. Series PS "Political Science". 2017. No. WP BRP 48/PS/2017.
December 19, 2016, saw three tragedies simultaneously, that could not go unnoticed by the Russian media: dozens of people died as a result of a surrogate alcohol poisoning in Irkutsk, a Russian ambassador was killed in Turkey, and a terrorist attack took place at the Christmas market in Berlin. In this article using the network ...
Добавлено: 11 августа 2017 г.
Шариков А. В., Проскурнова Е. Л., Кандакжи Л., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика 2018 Т. 23 № 4 С. 428-440
В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в январе-феврале 2018 г., целью которого было выявить, как российские телеканалы выполняют предписания закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Проанализировано более 45 тысяч эфирных элементов (телепрограмм, кинофильмов, сериалов, мультфильмов и др.), вышедших в эфир в начале 2018 г. Оказалось, что более половины ...
Добавлено: 7 марта 2020 г.
Карпенкина Я. В., Вестник Пермского университета. Серия: История 2018 Т. 43 № 4 С. 134-141
Рассматривается особая роль телерекламы в формировании новой массовой культуры в
первой половине 1990-х гг., а также рецепция рекламы старшим поколением россиян.
Предпринята попытка выяснить, какой была первая телереклама в России и как она
«встраивалась» в культурный контекст постсоветского общества, как воспринимал рекламу
«советский человек», насколько его культурный опыт входил в противоречие с рекламой как
новым культурным и социальным явлением, какова ...
Добавлено: 22 февраля 2019 г.
Воронеж : Наука-Пресс, 2014
Собрник посвящен теоретическим и технологическим проблемам перехода на цифровое вещание в России, социокультурным исследованиям данного процесса, новым культурным языкам отчественного ТВ, а также современным практикам телевещания. ...
Добавлено: 5 февраля 2014 г.
Кольцова Е. Ю., Журнал социологии и социальной антропологии 1999 Т. 2 № 3 С. 87-104
Мое исследование позволяет мне считать, что главным отличием исследованного феномена является трансформирующийся характер института телевидения в России, что влечет за собой определенные особенности телепроизводства (см. ниже). Самыми малоизученными закономерностями, как показал анализ литературы, являются практики намеренного контроля над производством новостей. На первый взгляд это звучит парадоксально, потому что тема контроля, окруженная нормативной напряженностью, всегда вызывала ...
Добавлено: 8 февраля 2013 г.
М. : Издательство МГУ, 2017
Книга посвящена изучению социальных аспектов современного телевизионного и радиовещания ...
Добавлено: 1 февраля 2017 г.
Шариков А. В., Ерофеев С. В., Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры 2018 Т. 24 № 4 С. 42-52
В статье рассматриваются тенденции в телесмотрении, которые наблюдались в России в 2008-2017 гг. среди представителей юношеского возраста (18-20 лет). Анализируются данные непрерывных измерений аудитории, проводимых компанией «Медиаскоп», а также результаты анкетирования студентов Института кино и телевидения (ГИТР) в 2017 г. Фиксируется снижение среднесуточного времени, проводимого юношами и девушками у домашнего телеэкрана, отмечается тенденция к телепросмотрам ...
Добавлено: 6 марта 2020 г.
Ефанов А. А., Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика 2017 № 2 С. 63-67
В статье проводится социологическое осмысление стратегий медиа-репрезентации протестных настроений в федеральной повестке. Предметом рассмотрения стали антикоррупционные митинги, проходившие 26 марта 2017 года в 82 городах страны и собравшие более 92 тысяч человек. Был использован комплекс методов: контент-анализ; дискурс-анализ; методы математической статистики; вторичный анализ социологических исследований. Базой исследования послужили материалы Интернет-порталов, выпуски информационных программ федеральных телеканалов, ...
Добавлено: 16 сентября 2018 г.
Шариков А. В., Мицук Т. И., Наука телевидения 2016 Т. 12 С. 216-245
В статье описывается комплексное исследование новогодних посланий президентов Российской Федерации по телевидению с 2000 года по 2014 год, основанное на сочетании методов анализа индустриальных данных о телеаудитории, контент-анализа текстов выступлений и фоносемантического анализа этих текстов. Анализ аудитории позволил наглядно увидеть т.н. "эффект первой кнопки", когда из года в год во время трансляций новогодних выступлений президентов РФ ...
Добавлено: 6 марта 2017 г.
Немудрова Т. А., Социология: методология, методы, математическое моделирование 2011 № 32 С. 104-123
Результаты количественного исследования российских геймеров были использованы для разработки и апробирования методики их сегментирования. В основу этой методики были положены различия в игровых практиках, отношении к играм, месте последних в социальной жизни опрошенных. Выделены и описаны пять групп респондентов: консерваторы, фанаты, интересующиеся, казуалы и виртуалы; анализируются различия в их игровом поведении. ...
Добавлено: 1 августа 2015 г.