?
Cognitive structure of writing disorders in Russian: what would Luria say?
Behavioral neurology. 2012. Vol. 25. No. 3. P. 223-232.
В течение последних ста лет приобретенные расстройств письма у носителей русского языка были неоднократно описаны. Эти исследования отражают развитие русской нейропсихологии, в которой наиболее влиятельным является синдромнальный подход, разработанный А.Р. Лурией. В данной статьей будет проведен сопоставительный анализ теории аграфий А.Р. Лурии с современными когнитивными подходами, разработанными для анализа нарушений письма у носителей английского и других европейских языков. Мы полагаем, что базовые теоретические положения когнитивного и синдромального подходов имеют много общего. В связи с этим разработки, выполненные в рамках обоих подходов, могут взаимно обогатить каждое из этих теоретических направлений.
Храброва В. Е., Национальная Ассоциация Ученых 2014 Т. 4 № 5 С. 41-43
В статье рассматривается вопрос о важности применения наглядных графических материалов с психолого-дидактической точки зрения в целях повышения эффективности обучения английскому языку в вузе. Эта проблема становится особенно актуальной применительно к области английского языка для специальных целей, например для экономических специальностей, а также академического английского. Знание структур дискурса, то есть базовых функциональных моделей текста, является одним ...
Добавлено: 6 февраля 2015 г.
Микадзе Ю. В., Скворцов А. А., Козинцева Е. Г. и др., Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика 2012 № 2 С. 21-29
В статье рассматриваются современные зарубежные представления о структуре письменной речи в контексте принципа системного строения психических функций. Показано, что в рамках доминирующей в настоящее время за рубежом концепции — модели двойного маршрута — письменная речь рассматривается как многокомпонентная структура. В эту структуру входят как общие с другими функциями, так и специфические только для письма элементы. ...
Добавлено: 3 июля 2012 г.
Киселева С. В., Trofimova N., Acta Mongolica 2013 Vol. 14 (400) P. 151-157
Статья посвящена исследованию ядра семантики многозначного глагола, в частности глагола отношений в современном английском языке. Первая часть статьи представляет собой изложение точек зрения на семантическую природу - "план содержания" - слова. Во второй части статьи определяются основные когнитивные механизмы, лежащие в основе образования значений глагола compose, а также его содержательное ядро, объединяющее все лексико-семантические варианты. ...
Добавлено: 18 января 2015 г.
Стрижак У. П., Мир науки, культуры, образования 2017 No. 6 (67) P. 581-583
Настоящее исследование имеет междисциплинарный характер и выполнено на стыке лингвистики и методики обучения иностранному языку. Текущий анализ структуры подачи информации в российских учебных материалах по японскому языку демонстрирует нам частичное их несоответствие современным требованиям и интересам изучающих язык. В данном исследовании предлагается выйти за рамки традиционного подхода к процессу обучения японскому языку и рассмотреть вопрос ...
Добавлено: 15 июля 2018 г.
Соловова Е. Н., Большакова Е. А., Иностранные языки в школе 2014 № 10 С. 2-9
В статье рассматривается один из возможных способов контроля форм записи, используемых при чтении и создании собственных текстов. Приводится обоснование необходимости контроля данного интегративного умения, а также предлагается фрагмент кодификатора, спецификации и демо-версии диагностического теста, призванного проверить уровень его сформированности. ...
Добавлено: 13 октября 2014 г.
Скиперских А. В., Świat Idei i Polityki 2014 Т. XIII С. 193-207
Наряду с классическим пониманием политического процесса, представляющего взаимодействие политических акторов по поводу отношений власти, может существовать и понимание политического процесса как создания политического текста. Именно в данном контексте политические акторы могут также конкурировать между собой за право представления и донесения политических смыслов. Ввиду того, что не все политические режимы могут быть реально демократическими, и не ...
Добавлено: 2 сентября 2015 г.
Гуськова Н. В., Педагогика и психология образования 2021 № 4 С. 68-83
В статье рассматриваются вопросы реализации когнитивного и лексического подходов в обучении студентов неязыкового вуза английскому языку. Автор подходит к решению поставленных вопросов путем организации проектной деятельности студентов. Цель исследования заключается в формировании стратегии компетентностно-ориентированного обучения иностранному (английскому) языку студентов, обучающихся по программам экономических направлений и специальностей, с использованием когнитивного и лексического подходов в рамках проектной деятельности ...
Добавлено: 16 марта 2022 г.
Микадзе Ю. В., Козинцева Е. Г., Скворцов А. А. и др., Психологические исследования: электронный научный журнал 2012 № 1 С. 12
Вторая часть теоретического обзора, посвященного истории развития зарубежных нейропсихологических взглядов на строение функции письма и природу аграфии. Представлены концепции Г.Хеда и К.Гольдштейна. С позиций отечественной нейропсихологии анализ ведется по двум параметрам, характеризующим системное строение психической функции. Первый параметр – внутреннее компонентное строение письма (признается функция письма неделимой либо состоящей из ряда компонентов). Второй параметр – ...
Добавлено: 27 сентября 2012 г.
Стрижак У. П., М. : Серебряные нити, 2020
В данной монографии описывается когнитивный подход к обучению японскому языку в рамках антропоцентрической парадигмы современного научного знания. Определяются целевой, содержательный и процессуальный компоненты образовательной технологии, ставящей своей целью формирование у учащихся иноязычного мировидения. В сопоставительном аспекте рассматривается лексический и грамматический материал японского и русского языков как транслятор представлений о мире соответствующей лингвокультурной общности. Анализируются механизмы ...
Добавлено: 5 июля 2021 г.
Мартынов К. К., Логос 2015 № 2 (104) С. 1-11
статье рассматриваются вопросы, связанные с практиками письма в новых медиа. Утверждается, что текстовая культура вопреки предсказаниям теоретиков XX века не только не умирает, но и, напротив, переживает новый расцвет, связанный с переходом от потребления контента по модели массмедиа к практикам письма в интернете. Век писателей — это десятилетие цифровых социальных сетей, в ходе которых человечество ...
Добавлено: 17 марта 2016 г.
Беляев А. П., Троицкий вариант. Наука 2015 № 192 С. 14-14
Статья посвящена феномены письма как такового, его "умелости" и "неумелости" в философском, поэтическом и пр. смыслах ...
Добавлено: 1 октября 2018 г.
Хусяинов Т. М., История российской психологии в лицах: Дайджест 2017 № 2 С. 96-98
В данной статье представлен список научных трудов известного советского патопсихолога и психиатра Иосифа Теймуразовича Бжалавы (1904-1972), исследовавшего методом фиксированной установки широкий круг психических расстройств, чем продолжил линию Дмитрия Узнадзе. ...
Добавлено: 8 мая 2017 г.
Заикин В. А., Психологические исследования: электронный научный журнал 2012 № 21
Рассматриваются перспективы и методологические противоречия психологии морали с позиций социальной психологии. Анализируются детерминанты и эволюция представлений о предмете психологии морали; потенциал когнитивного подхода к проблемам психологии морали. ...
Добавлено: 4 марта 2013 г.
Микадзе Ю. В., Козинцева Е. Г., Скворцов А. А. и др., Психологические исследования: электронный научный журнал 2014 С. 9
В статье излагаются результаты исследования нарушений письменной речи у больных с сенсорной афазией. Теоретическим источником исследования явилась попытка интеграции основных положений целостного подхода психологии, физиологии активности и культурно-исторической концепции. Такой подход позволил анализировать нарушения письменной речи в контексте содержания выполняемых человеком культурно исторически заданных задач. Было показано, что такого рода задачи закономерным образом изменяют симптоматику ...
Добавлено: 19 декабря 2013 г.
Козинцева Е. Г., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 Т. 9 № 3 С. 114-121
В статье исследуются механизмы и закономерности изменения психологической структуры письменной речи при аграфии в условиях выполнения различных по содержанию письменных задач. Реорганизация психологического процесса письма рассматривается как активный процесс, имеющий приспособительное значение, и реализующийся в решении конкретных задач, стоящих перед субъектом. Предлагается программа эмпирического исследования, сочетающая традиционный подход к диагностике аграфии и анализ изменения продуктивности ...
Добавлено: 7 декабря 2012 г.
М. : Российское психологическое общество, 2012
В сборнике представлены научные материалы участников 5 съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество», состоявшегося 14 – 18 февраля 2012 года в г. Москве. Статьи посвящены актуальным проблемам современной психологической науки и практики. ...
Добавлено: 26 октября 2012 г.
Микадзе Ю. В., Козинцева Е. Г., Скворцов А. А. и др., Психологические исследования: электронный научный журнал 2011 № 5
Аналитико-теоретический обзор истории развития зарубежных нейропсихологических взглядов на строение функции письма и природу аграфии. Первая часть статьи посвящена наиболее ранним концепциям (К.Вернике и Л.Лихтгейм, А.Лейшнер, А.Питр, Т.Лайн и Р.Мартил, Ф.Чедру и Н.Гешвинд). С позиций отечественной нейропсихологии анализ ведется по двум параметрам, характеризующим системное строение психической функции. Первый параметр – внутреннее компонентное строение письма (признается функция ...
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Миллер А., М. : Академический проект, 2018
Книга швейцарского психотерапевта Алис Миллер "Драма одаренного ребенка"- мировой бестселлер. Она посвящена исследованию природы детских психических травм, полученных в ходе воспитания. В своей книге автор поднимает важнейшую проблему: как вытесненные травматические переживания отражаются на личной жизни и социальных успехах человека и порождают психические заболевания. Показаны калечащие воздействия воспитывающих взрослых и психотерапия полученных в раннем детстве ...
Добавлено: 28 октября 2018 г.
Шмидт П., Wiesbaden : Springer, 2012
The volume addresses major features in empirical social research from methodological and theoretical perspectives. Prominent researchers discuss central problems in empirical social research in a theory-driven way from political science, sociological or social-psychological points of view. These contributions focus on a renewed discussion of foundations together with innovative and open research questions or interdisciplinary research ...
Добавлено: 23 ноября 2012 г.
Добавлено: 21 ноября 2013 г.
Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш., Абрамова Ю. А., Психологические исследования: электронный научный журнал 2015 Т. 8 № 39 С. 4-4
Хотя традиционная психодиагностика основана на требовании согласованности и устойчивости как меры надежности, несогласованность, противоречивость и разнообразие в ответах и поведении людей могут иметь важное прогностическое значение. Целью данной работы является разработка методики, позволяющей дифференцировать противоречивость в убеждениях о себе, мире и людях на основе оценок противоположных прилагательных. На выборке взрослых испытуемых (N = 79) было показано, ...
Добавлено: 14 июля 2015 г.
Мартин Луенго Б., Зинченко О. О., Алексеева М. А. и др., Frontiers in Psychology 2020 Vol. 11 P. 545304
Добавлено: 21 сентября 2020 г.
Александрова А. И., Логинов Н. И., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2020 Т. 17 № 3 С. 444-453
Когнитивные искажения, возникающие в процессе мышления и принятия решений, становятся все более обсуждаемой темой, вызывают споры и дебаты относительно психологических механизмов и теорий, лежащих в их основе. Вопросы, касающиеся рациональности принятия решений и отклонений от рациональности, возникают во многих областях жизнедеятельности и особо остро интересуют маркетологов, политиков, дизайнеров и людей, на которых лежит большая ответственность ...
Добавлено: 29 сентября 2020 г.