?
АЛВИН ПЛАНТИНГА И ФОМА АКВИНСКИЙ О ВОЗМОЖНОСТИ ЕСТЕСТВЕННОГО ЗНАНИЯ О БОГЕ
Традиционно Фома Аквинский рассматривается в качестве одного из самых решительных сторонников естественной теологии как основного источника знания о Боге посредством только лишь человеческого разума. Однако Алвин Плантинга указывает на Фому Аквинского наряду с Жаном Кальвином как на одного из предшественников своей знаменитой концепции sensus divinitatis, согласно которой человеческий разум способен иметь естественное знание о Боге посредством особого когнитивного механизма, действие которого похоже скорее на функционирование человеческого восприятия, чем на доказательства в стиле традиционной theologia nat-uralis. Цель настоящей статьи - ответить на вопрос: можно ли в наследии Фомы Аквинского обнаружить нечто подобное плантинговскому sensus divinitatis? И если да, то каким именно образом этот эпистемический механизм выполняет функцию рационального оправдания теистического убеждения? Несмотря на то, что, на мой взгляд, на вопрос о существовании некоего аналога sensus divinitatis у Фомы Аквинского может быть дан положительный ответ, механизм его действия в корне отличен от того, который предполагается Плантингой, поскольку связан с естественной направленностью человеческой воли к Богу как конечной цели человеческой жизни.