• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 37 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Богачёв М. И. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 3 (36). С. 224-238.
Добавлено: 5 декабря 2018
Статья
Богачёв М. И. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 251-265.

Обзор на: Религиозно-общественная жизнь российских регионов. Т. I. / Науч. ред. С. Филатов. М.: Летний сад, 2014. — 620 с. Религиозно-общественная жизнь российских регионов. Т. II. / Науч. ред. С. Филатов. М.; СПб.: Летний сад, 2016. — 512 с.

Добавлено: 4 января 2017
Статья
Дубовка Д. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 265-270.

В рецензии расмматривается монография Стефании Пальмизано, посвященная новым монашеским сообществам в Италии. Эти сообщества ставят своей задачей пересмотреть традиционный для католических монастырей способ быть монашествующим. Их ревизионистские усилия направлены прежде всего на изменение организационной и властной структуры монастырей. 

Добавлено: 31 июля 2018
Статья
Медведева К. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 1. № 34. С. 404-410.

Review of the book:

Jonveaux, Isabelle, Palmisano, Stefania and Pace, Enzo (eds) (2014) Annual Review of the Sociology of Religion. Vol. 5: Sociology and Monasticism: Between Innovation and Tradition. Leiden, Boston: Brill. — 322 p.

Добавлено: 18 апреля 2016
Статья
Селезнев Н. Н. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36. № 2. С. 300-314.

В настоящей работе предлагается рассмотрение одного из аспектов, а именно, антииудейской полемики, примечательного памятника арабо-христианской письменности XI в., «Собеседований» Илии, митрополита Нисивина (975–1046), с мусульманским собеседником, везиром Абу-л-Касимом ал-Магриби (981–1027). Изложение содержания «собеседований» Илии и Абу-л-Касима известно в двух существенно различающихся редакциях. Одна из них представлена в «Книге собеседований», другая – в «Послании» митрополита к везиру. Различие редакций затрагивает и рассматриваемый в статье аcпект. Антииудейская полемика в «Послании» носит более личный и непосредственный характер, тогда как в «Книге собеседований» она фактически сведена к цитатам из Корана и из его толкования знаменитого ат-Табари (839–923), приведенным, к тому же, по другому поводу. В связи с этим рассматривается вопрос о соотношении редакций «Собеседований» в целом. Перенеся логику редакции, превратившей «Послание» Илии везиру в его «Книгу собеседований», на разворачивание антииудейской полемики в «Послании» и ее сворачивание в «Книге», автор статьи приходит к выводам, что роль иудеев в межрелигиозных отношениях была одним из предметов, вызывавших интерес Абу-л-Касима ал-Магриби, и тот факт, что наиболее яркие антииудейские пассажи из «Послания» при его обработке после смерти везира были Илией удалены, свидетельствует о том, что в ряду важных для него апологетических тем, вне связи с личным интересом Абу-л-Касима, антииудейская полемика не была представлена, но использовалась как тема, позволявшая сблизиться с везиром.

Добавлено: 16 августа 2018
Статья
Агаджанян А. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 2(33). С. 314-323.

Религия и революция — сложная, богатая и яркая тема; а если позволить себе выйти за рамки нейтрального академизма — драматическая и зловещая. Она привлекала и будет привлекать к себе интерес самого разного свойства. Идеологи и политики могут возводить бесчисленное количество мифологических конструкций; философы — создавать объяснительные схемы; журналисты — давать этим идеям популярные интерпретации. Рецензируемая книга - чисто академическое, сдержанное исследование. 

Добавлено: 9 марта 2016
Статья
Селезнёв М. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 4. С. 7-28.

Одна их важнейших проблем, встающих перед нами, когда мы говорим про библейскую традицию православных церквей, - проблема соотношения Септуагинты (греческого Ветхого Завета, на котором основаны труды Отцов Церкви и православное богослужение) с еврейской Библией. Исследователи Септуагинты часто видят в ее тексте теологически мотивированную правку и, исходя из этого, пытаются реконструировать особую «теологию Септуагинты». Автор настоящей статьи полагает, что о «теологически мотивированной правке» в Септуагинте следует говорить тогда и только тогда, когда различия еврейского и греческого текстов не могут быть объяснены иным, более простым, образом. Рассматриваются различные факторы, которые могли привести к изменению смысла текста в греческой Библии по сравнению с еврейской: изменения в еврейском тексте до перевода; изменения в понимании еврейского текста до перевода; семантические сдвиги в процессе перевода; изменения в греческом тексте после перевода; изменения в понимании греческого текста после перевода.

Добавлено: 16 октября 2017
Статья
Зеленина Г. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4 (30). С. 60-85.

На материале нескольких сотен интервью с советскими евреями, родившимися до войны, прослеживаются изменения в их круге чтения и читательских практиках, демонстрирующие – при сохранении стабильной приверженности книжной культуре как таковой – отход от религиозной традиции, выдвижение иных стержней идентичности и приобщение к ценностям советской интеллигенции.

Добавлено: 24 февраля 2013
Статья
Дубовка Д. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 3 (33). С. 322-344.

 позиции секулярной идеологии ряд религиозных практик самотрансформации - например, полное подчинение духов ному лидеру - выглядят недопустимыми. Религиозные традиции имеют другие представления о субъекте, о его благе и о том, как это благо можно достичь. В современном мире, где религиозные группы вынуждены соотносить свои представления с секулярной идеологией, ряд практик самотранс-формации представляют собой результат смешения постулатов различных мировоззрений. Данная статья рассматривает, на материалах включенного наблюдения, техники самотранс-формации в современном женском православном монастыре. Восточно-христианская традиция включает в представления о духовном росте такие противоречащие друг другу образы, как глубокое осознание собственной греховности и, одновременно, восхождение по лестнице добродетелей. Секулярное понимание времени, свойственное нынешним обитателям монастырей, крайне заостряет указанное противоречие и ставит под вопрос возможность духовного роста. Концентрируясь на диахроническим измерении техник самотрансформации, эта статья полемизирует с существующим пониманием секу-лярной и религиозной агентности.

Добавлено: 12 января 2018
Статья
Рагозина С. А. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36. № 2. С. 272-299.

Многие работы, посвященные современной социологии ислама, исходят из якобы не требующей доказательства посылки о доминировании негативного образа ислама или же о «проблемном» характере ислама. Большинство авторов так или иначе связывают образ ислама с терроризмом, насилием и миграцией. То есть секьюритизация ислама происходит не только на уровне СМИ, но и на уровне академических исследований посредством воспроизводства ориенталистского подхода к выстраиванию «образа другого». Несмотря на то, что данный нарратив исламофобии прочно закрепился во многих типах дискурса об исламе, без ответа, как правило, остается простой вопрос: как это происходит? В данной работе предпринята попытка ответить на этот вопрос, изучив материалы российских СМИ. Каковы механизмы формирования дискурса исламофобии? Как формируется пространство противостоящих друг другу идентичностей традиционного и радикального ислама? И насколько важно учитывать, кто формирует экспертную повестку наших знаний по исламской проблематике? Основная цель данной работы состояла в том, чтобы продемонстрировать востребованность и гегемонистский характер дискурса исламофобии в российском коммуникативном пространстве.

Добавлено: 9 сентября 2019
Статья
Бирюков Д. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. Т. 3. С. 302-324.
Выделяются две стратегии иерархии у Григория Нисского. Последняя иерархия в целом следует порядку звеньев в древе Порфирия; однако Григорий и отступает от него ради согласования порядка звеньев иерархии с библейско-космогоническим порядком природного сущего. Указывается на коренное различие в понимании структуры иерархии сущего в учении Дионисия по сравнению с учением Григория. Это различие связывается с изменением содержания философского концепта «причастности» у Дионисия по сравнению с эпохой Григория. Рассматривается учение Дионисия об иерархии причаствующих и в связи с этим исследуется, к чему именно, по Дионисию, причаствуют звенья этой иерархии. Показывается связь учения Дионисия о началах с неоплатонической тетрадой Благо, Бытие, Жизнь, Ум. Наконец, дионисиевская иерархия причаствующего сравнивается с соответствующей иерархией Прокла и с иерархией сущего у Григория. Делается вывод о влиянии Григория на дионисиевскую иерархию причаствующих — в том отношении, в каком учение Григория об иерархии опирается на библейско-космогонический порядок природного сущего.
Добавлено: 26 октября 2016
Статья
Носачев П. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 203-222.

Статья посвящена проблеме определения места политико-философского движения интегрального традиционализма. Автор, на основании рассмотрения случаев из недавне истории XX веке, предлагает относить это явление к сфере изучения западного эзотеризма. 

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Рагозина С. А. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. Т. 35. № 3. С. 51-76.

Текущее состояние исследований об исламе свидетельствует о том, что концепт «исламской реформации», задавая универсальные рамки, опосредованные западной теорией модернизации, претендует на комплексное осмысление исламской действительности, чем привлекает множество авторов. Однако, такая универсальность, невнимание к частным аспектам делает этот уязвимым, что вызывает критику у ряда специалистов по исламу. Цель данной работы – идентифицировать и охарактеризовать основные подходы к пониманию феномена «исламской реформации». Нами было выделено три неравные группы исследователей. Среди тех, кто приемлет данный концепт, нет единства относительно содержания данного концепта: одни говорят об исламской реформации как о позитивной политической программе, другие же наоборот связывают ее исключительно с негативными явлениями исламского радикализма. Третья группа авторов не признает аргументацию, так или иначе апеллирующую к идее исламской реформации, последовательно обосновывая ее неэффективность в объяснении исламских реалий и предлагая альтернативные исследовательские модели. Подробное рассмотрение ряда зарубежных и отечественных работ демонстрирует как обращение к самым разным предметам исследования в рамках единой концептуальной схемы дискурса «исламской реформации».

Текущее состояние исследований об исламе свидетельствует о том, что концепт «исламской реформации», задавая универсальные рамки, опосредованные западной теорией модернизации, претендует на комплексное осмысление исламской действительности, чем привлекает множество авторов. Однако, такая универсальность, невнимание к частным аспектам делает этот уязвимым, что вызывает критику у ряда специалистов по исламу. Цель данной работы – идентифицировать и охарактеризовать основные подходы к пониманию феномена «исламской реформации». Нами было выделено три неравные группы исследователей. Среди тех, кто приемлет данный концепт, нет единства относительно содержания данного концепта: одни говорят об исламской реформации как о позитивной политической программе, другие же наоборот связывают ее исключительно с негативными явлениями исламского радикализма. Третья группа авторов не признает аргументацию, так или иначе апеллирующую к идее исламской реформации, последовательно обосновывая ее неэффективность в объяснении исламских реалий и предлагая альтернативные исследовательские модели. Подробное рассмотрение ряда зарубежных и отечественных работ демонстрирует как обращение к самым разным предметам исследования в рамках единой концептуальной схемы дискурса «исламской реформации».

Добавлено: 9 сентября 2019
Статья
Казенин К. И. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. Т. 3. № 35. С. 234-239.

Цель настоящей обзорной статьи дать читателю общее представление о текущем состоянии исследований использования религиозных норм как инструмента социального регулирования на Северном Кавказе. Действие исламских правовых норм рассматривается как проявление правового плюрализма (legal pluralism), то есть параллельного действия различных правовых систем или их отдельных правовых норм. Автор представляет основные результаты имеющихся исследований правового плюрализма на Северном Кавказе в прошлом и настоящем, после чего подробно останавливается на двух аспектах современного использования религиозных норм для разрешения споров в восточной части Северного Кавказа на составе альтернатив действию этих норм и на социальных факторах, мотивирующих обращение жителей к этим нормам. Выбор восточной части Северного Кавказа (Дагестана, Чечни и Ингушетии) для исследования обусловлен тем обстоятельством, что там явление правового плюрализма представлено шире, чем на западе Северного Кавказа. 

Добавлено: 7 ноября 2017
Статья
Селезнев Н. Н. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 33. № 2. С. 161-181.

Историки экуменизма обыкновенно датируют его оформление началом XX в., указывая в качестве «символического начала» на Всемирную миссионерскую конференцию, состоявшуюся в Эдинбурге в 1910 г. Поиски зарождения экуменической мысли приводят исследователей в предшествующие столетия, до XV-XVI вв. Однако известны восточные источники, свидетельствующие о том, что экуменическая парадигма экклесиологической мысли, типологически соответствующая той, которая сложилась в XX в., в действительности сформировалась значительно ранее. В эпоху расцвета средневековой арабо-мусульманской культуры в кругах восточных христиан проявляется объединительная тенденция: в сочинениях ряда авторов христианские конфессии не противопоставляются полемически друг другу, но, напротив, сводятся к общим вероучительным основам, причем утверждается равноценность путей, по которым следуют основные христианские сообщества. Настоящая статья иллюстрирует ранний экуменизм, опираясь на средневековые арабские источники, и выявляет необходимость скорректировать историю экуменической мысли, дополнив ее главой о средневековом восточном этапе.

Добавлено: 29 сентября 2017
Статья
Агаджанян А. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 4. С. 397-406.

Эта книга — результат работы яркой и серьезной школы антропологов, сложившейся вокруг Кунтскамеры (Музея антропологии и этнографии РАН), Пушкинского Дома и Европейского университета в Петербурге. Среди авторов — не только петербуржцы (здесь представлена широкая география от Америки до Армении), но школа именно питерская. Это уже вторая коллективная книга, и она столь же любопытна, как и первая. Между тем отдельные авторы в обозримом прошлом выпустили свои собственные монографии или важные статьи. Эту школу отличает решительная приверженность к методу «насыщенного описания», склонность к тщательной методологической рефлексии (включая саморефлексию исследователя) и солидное знакомство с современными теоретическими трендами в антропологии. Кроме того, работа собрана вокруг определенного, совершенно ясно проговоренного, сквозного теоретического подхода и столь же четкой концепции, обращенной к постсоветской религии.

Добавлено: 9 марта 2016
Статья
Иванчик А. И., Узланер Д. А., Васильева О. Ю. и др. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 3. С. 205-223.

Журнал публикует стенограмму организованного редакцией круглого стола, который был посвящен вопросу научного статуса теологии и места теологии в ряду других академических (гуманитарных) дисциплин. В круглом столе приняли участие историк Ольга Васильева (РАНХиГС, ныне - министр образования и науки РФ); филолог Николай Гринцер (РАНХиГС); историк Аскольд Иванчик (член-корреспондент РАН); социолог Борис Кнорре (НИУ-ВШЭ); философ Светлана Коначева (РГГУ); Александр Кырлежев (научный редактор журнала); теолог Константин Польсков (ПСТГУ); религиовед Владислав Раздъяконов (РГГУ); теолог Андрей Шишков (ОЦАД).

Добавлено: 11 июля 2019
Статья
Михеев В. Ю. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 3 (36). С. 142-167.

ны «религиозное» и «секулярное» в научных исследованиях. Мы рассмо- трим, как эти термины используются в современной психологии религии. Разные исследовательские группы в этой дисциплине выделяют два объ- екта исследования: (1) «религиозные состояния» (трансперсональная пси- хология и нейротеология); (2) «религиозные идеи» (когнитивное рели- гиоведение). Однако из-за проблем в терминологии им не удается строить нейтральный и последовательный дизайн исследований. Например, пыта- ясь объяснить природу религиозных идей или состояний, они игнорируют схожие секулярные явления. Автор статьи предлагает отказаться от проти- вопоставления «религиозного» и «секулярного» и разработать альтерна- тивную терминологию для изучения психических явлений.

Добавлено: 28 октября 2018
Статья
Бирюков Д. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 2. № 33. С. 287-299.

В статье прослеживается, как тема иерархии причаствующих, заданная Дионисием Ареопагитом на основе неоплатонической тетрады Благо–Бытие–Жизнь–Ум, и, как предполагается, учения об иерархии природного сущего у Григория Нисского, получила развитие в доктринах Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина. Рассматриваются 7-я и 24-я «Амбигва» и «Главы о любви», 3.24–25, Максима и 86-я глава «Точного изложения веры» Дамаскина, и анализируется, в чем Максим и Дамаскин следовали Дионисию в этом отношении, и в чем их учения отличаются от дионисиевского. Показывается, что на Максима через Дионисия оказала влияние не только линия, связанная с неоплатонической тетрадой, но и линия учения Григория Нисского об иерархии сущего, тогда как у Дамаскина эта последняя линия отсутствует. 

Добавлено: 26 октября 2016
Статья
Носачев П. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 4(35). С. 187-208.

В статье проводится анализ традиции использования категории «гнозис» в религиоведческих исследованиях западного эзотеризма. Истоки понимания «гнозиса» как особой формы духовного опыта, относящегося к нетрадиционной религиозности, возводятся к работам членов круга Эранос (Анри Шарля Пюэша, Жиля Киспеля, Анри Корбена). Благодаря влиянию Корбена рассматриваемая категория переходит в исследовательскую концепцию западного эзотеризма как формы мысли Антуана Февра. Параллельно с этим в среде американских исследователей гнозис начинает пониматься как центральная для описания эзотеризма категория. Артур Верслуис определяет гнозис как опыт духовного приобщения к иной высшей реальности, являющейся одной из основ западной эзотерической традиции. Гленн Александр Мейги в рамках своего синтетического подхода в исследовании эзотеризма сводит эзотеризм и мистицизм к единой основе, которой является гнозис, в свою очередь определяемый им как «непосредственное восприятие абсолютной истины». Самой последней формой обращения к гнозису, задающей определенный тренд в исследованиях, являются поздние труды Воутера Ханеграаффа, обратившегося от конструктивизма к эссенциализму и предлагающего совершить с помощью анализируемой категории «коперниканский переворот» в изучении эзотеризма.

Добавлено: 31 декабря 2017
Статья
Рагозина С. А. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № №1. С. 297-310.

Статья посвящена подробному анализу творчества Брайана Стенли Тёрнера, всемирно известного специалиста по исламу, автора оригинальной теории в рамках социологии ислама. Принципиальным моментом большинства его статей является рассмотрение феномена ориентализма, его истории и современности, а также его последовательная критика. Начиная с критики социологии М. Вебера, заложившей, по мнению Б. Тернера, основы современной неверной парадигмы изучения ислама, он методично выявляет не только явные, но и скрытые формы ориентализма, демонстрируя возможности его избегания в своих исследованиях. В статье рассмотрены элементы теории Б. Тёрнера, продемонстрированы ее сильные стороны, представлен ряд критических замечаний.

Добавлено: 25 октября 2014
1 2