• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 43 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Богачёв М. И. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 3 (36). С. 224-238.

Статья представлет собой аналитический обзор нового издания из серии "Религиозно-общественная жизнь российских регионов". 

Добавлено: 5 декабря 2018
Статья
Богачёв М. И. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 251-265.

Обзор на: Религиозно-общественная жизнь российских регионов. Т. I. / Науч. ред. С. Филатов. М.: Летний сад, 2014. — 620 с. Религиозно-общественная жизнь российских регионов. Т. II. / Науч. ред. С. Филатов. М.; СПб.: Летний сад, 2016. — 512 с.

Добавлено: 4 января 2017
Статья
Дубовка Д. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 265-270.

В рецензии расмматривается монография Стефании Пальмизано, посвященная новым монашеским сообществам в Италии. Эти сообщества ставят своей задачей пересмотреть традиционный для католических монастырей способ быть монашествующим. Их ревизионистские усилия направлены прежде всего на изменение организационной и властной структуры монастырей. 

Добавлено: 31 июля 2018
Статья
Медведева К. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 1. № 34. С. 404-410.

Review of the book:

Jonveaux, Isabelle, Palmisano, Stefania and Pace, Enzo (eds) (2014) Annual Review of the Sociology of Religion. Vol. 5: Sociology and Monasticism: Between Innovation and Tradition. Leiden, Boston: Brill. — 322 p.

Добавлено: 18 апреля 2016
Статья
Селезнев Н. Н. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36. № 2. С. 300-314.

В настоящей работе предлагается рассмотрение одного из аспектов, а именно, антииудейской полемики, примечательного памятника арабо-христианской письменности XI в., «Собеседований» Илии, митрополита Нисивина (975–1046), с мусульманским собеседником, везиром Абу-л-Касимом ал-Магриби (981–1027). Изложение содержания «собеседований» Илии и Абу-л-Касима известно в двух существенно различающихся редакциях. Одна из них представлена в «Книге собеседований», другая – в «Послании» митрополита к везиру. Различие редакций затрагивает и рассматриваемый в статье аcпект. Антииудейская полемика в «Послании» носит более личный и непосредственный характер, тогда как в «Книге собеседований» она фактически сведена к цитатам из Корана и из его толкования знаменитого ат-Табари (839–923), приведенным, к тому же, по другому поводу. В связи с этим рассматривается вопрос о соотношении редакций «Собеседований» в целом. Перенеся логику редакции, превратившей «Послание» Илии везиру в его «Книгу собеседований», на разворачивание антииудейской полемики в «Послании» и ее сворачивание в «Книге», автор статьи приходит к выводам, что роль иудеев в межрелигиозных отношениях была одним из предметов, вызывавших интерес Абу-л-Касима ал-Магриби, и тот факт, что наиболее яркие антииудейские пассажи из «Послания» при его обработке после смерти везира были Илией удалены, свидетельствует о том, что в ряду важных для него апологетических тем, вне связи с личным интересом Абу-л-Касима, антииудейская полемика не была представлена, но использовалась как тема, позволявшая сблизиться с везиром.

Добавлено: 16 августа 2018
Статья
Агаджанян А. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 2(33). С. 314-323.

Религия и революция — сложная, богатая и яркая тема; а если позволить себе выйти за рамки нейтрального академизма — драматическая и зловещая. Она привлекала и будет привлекать к себе интерес самого разного свойства. Идеологи и политики могут возводить бесчисленное количество мифологических конструкций; философы — создавать объяснительные схемы; журналисты — давать этим идеям популярные интерпретации. Рецензируемая книга - чисто академическое, сдержанное исследование. 

Добавлено: 9 марта 2016
Статья
Филиппов А. Ф. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. Т. 37. № 3. С. 69-101.

Работа посвящена философскому анализу фильма Blade Runner 2049 (2017, режиссер Дени Вильнёв) — сиквелу знаменитой картины Blade Runner (1982, режиссер Ридли Скотт). Фильмы прочитываются как большое политико-теологическое высказывание. В них действуют существа репликанты — биологически почти неотличимые от человека. Они используются для колонизации отдаленных планет, им запрещено жить на Земле. В первом фильме их конструкция предполагает раннюю смерть, и они восстают, потому что хотят жить. Во втором фильме их конструкция предполагает готовность к подчинению, но они готовы восстать, не желая быть рабами. Это можно понять как историю человека, его отношений с Творцом. Интрига фильма заключает в себе вопрос о чуде и связанный с ним вопрос о революции. Чудом считается возможность репликанта родить ребенка и снять границы между репликантами и людьми. Интерпретация чуда как чуда может быть совершена лишь тем, у кого есть либо авторитет, либо власть устанавливать законы. В фильме она присвоена репликантами, потому что нет суверена, нет закона; происходит становление естественного порядка войны. Смысл восстания репликантов состоит в том, чтобы перевести трансцендентное в план имманентности. Их вера в чудо в том и состоит, что Творец, а значит, и вера в Творца, не нужны.

Добавлено: 22 октября 2019
Статья
Селезнёв М. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 4. С. 7-28.

Одна их важнейших проблем, встающих перед нами, когда мы говорим про библейскую традицию православных церквей, - проблема соотношения Септуагинты (греческого Ветхого Завета, на котором основаны труды Отцов Церкви и православное богослужение) с еврейской Библией. Исследователи Септуагинты часто видят в ее тексте теологически мотивированную правку и, исходя из этого, пытаются реконструировать особую «теологию Септуагинты». Автор настоящей статьи полагает, что о «теологически мотивированной правке» в Септуагинте следует говорить тогда и только тогда, когда различия еврейского и греческого текстов не могут быть объяснены иным, более простым, образом. Рассматриваются различные факторы, которые могли привести к изменению смысла текста в греческой Библии по сравнению с еврейской: изменения в еврейском тексте до перевода; изменения в понимании еврейского текста до перевода; семантические сдвиги в процессе перевода; изменения в греческом тексте после перевода; изменения в понимании греческого текста после перевода.

Добавлено: 16 октября 2017
Статья
Зеленина Г. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4 (30). С. 60-85.

На материале нескольких сотен интервью с советскими евреями, родившимися до войны, прослеживаются изменения в их круге чтения и читательских практиках, демонстрирующие – при сохранении стабильной приверженности книжной культуре как таковой – отход от религиозной традиции, выдвижение иных стержней идентичности и приобщение к ценностям советской интеллигенции.

Добавлено: 24 февраля 2013
Статья
Павлов А. В. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 12-40.

Статья посвящена феномену «Зловещих мертвецов» в контексте новой религиозности. Автор анализирует причины роста репутации франшизы как важного феномена популярной культуры, выросшего из малобюджетного независимого фильма. В статье показано, что известность «Зловещих мертвецов» не может быть объяснена только тем, что они стали трансмедийным феноменом (мюзикл, театральная постановка, видеоигры, комиксы, римейк, сериал и т. д.). Прояснив понятия «популярная культура» и «фантастика», автор утверждает, что «Зловещие мертвецы» можно считать и тем, и другим. Далее речь идет о том, что франшиза может быть прочитана как форма новой религиозности в рамках концепции гиперреальной религии Адама Поссамаи. Последняя постулирует некий вид «религий», основанных на продуктах популярной культуры и имеющих лишь репрезентации, но не реального референта («симулякры»). И хотя «Зловещие мертвецы» не могут быть признаны полноценной гиперреальной религией, их можно назвать гиперреальным культом. Последнее понятие связывается с культовым кинематографом и некоторыми зрительскими ритуальными практиками потребления вокруг такого кино. Автор полагает, что востребованность франшизы объясняется в том числе влиянием Говарда Лавкрафта, имеющего особое значение в контексте концепции гиперреальной религии, на оригинальную трилогию «Зловещие мертвецы».

Добавлено: 6 ноября 2019
Статья
Павлов И. И. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. Т. 37. № 3. С. 253-276.

В статье подробно обсуждается вопрос о методах и концептуальной рамке для анализа диалектики секуляризации в истории русской философии. Обращение к русской философии в контексте исследований секуляризации становится особенно актуальным после выхода фундаментальной работы Чарльза Тейлора «Секулярный век», в которой исследователь подчеркивает роль метафизики в становлении западного секуляризма. Автор указывает, что в русскоязычной исследовательской традиции также есть прецедент подобного исследования, а именно — «История русской философии» Василия Зеньковского, которая упускается из виду западными и отечественными исследователями, анализирующими секулярный и антисекулярный дискурсы в российском интеллектуальном контексте. Обращение к работе Зеньковского, по мнению автора, не должно быть как некритичным, так и обесценивающим: при сопоставлении «Истории русской философии» с «Секулярным веком» становятся очевидны ее концептуальные и методологические недостатки, которые, однако, не отменяют значимости историко-философских наблюдений Зеньковского. Последние оказываются особенно ценны тем, что позволяют проследить влияние секулярного «эффекта новой звезды» — историко-интеллектуальных следствий появления мировоззрения «эксклюзивного гуманизма» в Европе — на русской почве. В качестве главных недостатков «Истории русской философии» автор выделяет недостаточную проработку Зеньковским понятия секуляризма, которое ложится в основу его «оценочной историософской схемы», и невнимание к политическому контексту российского философского дискурса. Тем не менее, автор демонстрирует, что в случае аккуратного анализа работы Зеньковского полученные выводы могут стать основанием для дальнейших исследований диалектики секуляризации в истории русской мысли.

Добавлено: 23 октября 2019
Статья
Дубовка Д. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 3 (33). С. 322-344.

 позиции секулярной идеологии ряд религиозных практик самотрансформации - например, полное подчинение духов ному лидеру - выглядят недопустимыми. Религиозные традиции имеют другие представления о субъекте, о его благе и о том, как это благо можно достичь. В современном мире, где религиозные группы вынуждены соотносить свои представления с секулярной идеологией, ряд практик самотранс-формации представляют собой результат смешения постулатов различных мировоззрений. Данная статья рассматривает, на материалах включенного наблюдения, техники самотранс-формации в современном женском православном монастыре. Восточно-христианская традиция включает в представления о духовном росте такие противоречащие друг другу образы, как глубокое осознание собственной греховности и, одновременно, восхождение по лестнице добродетелей. Секулярное понимание времени, свойственное нынешним обитателям монастырей, крайне заостряет указанное противоречие и ставит под вопрос возможность духовного роста. Концентрируясь на диахроническим измерении техник самотрансформации, эта статья полемизирует с существующим пониманием секу-лярной и религиозной агентности.

Добавлено: 12 января 2018
Статья
Рагозина С. А. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36. № 2. С. 272-299.

Многие работы, посвященные современной социологии ислама, исходят из якобы не требующей доказательства посылки о доминировании негативного образа ислама или же о «проблемном» характере ислама. Большинство авторов так или иначе связывают образ ислама с терроризмом, насилием и миграцией. То есть секьюритизация ислама происходит не только на уровне СМИ, но и на уровне академических исследований посредством воспроизводства ориенталистского подхода к выстраиванию «образа другого». Несмотря на то, что данный нарратив исламофобии прочно закрепился во многих типах дискурса об исламе, без ответа, как правило, остается простой вопрос: как это происходит? В данной работе предпринята попытка ответить на этот вопрос, изучив материалы российских СМИ. Каковы механизмы формирования дискурса исламофобии? Как формируется пространство противостоящих друг другу идентичностей традиционного и радикального ислама? И насколько важно учитывать, кто формирует экспертную повестку наших знаний по исламской проблематике? Основная цель данной работы состояла в том, чтобы продемонстрировать востребованность и гегемонистский характер дискурса исламофобии в российском коммуникативном пространстве.

Добавлено: 9 сентября 2019
Статья
Бирюков Д. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. Т. 3. С. 302-324.
Выделяются две стратегии иерархии у Григория Нисского. Последняя иерархия в целом следует порядку звеньев в древе Порфирия; однако Григорий и отступает от него ради согласования порядка звеньев иерархии с библейско-космогоническим порядком природного сущего. Указывается на коренное различие в понимании структуры иерархии сущего в учении Дионисия по сравнению с учением Григория. Это различие связывается с изменением содержания философского концепта «причастности» у Дионисия по сравнению с эпохой Григория. Рассматривается учение Дионисия об иерархии причаствующих и в связи с этим исследуется, к чему именно, по Дионисию, причаствуют звенья этой иерархии. Показывается связь учения Дионисия о началах с неоплатонической тетрадой Благо, Бытие, Жизнь, Ум. Наконец, дионисиевская иерархия причаствующего сравнивается с соответствующей иерархией Прокла и с иерархией сущего у Григория. Делается вывод о влиянии Григория на дионисиевскую иерархию причаствующих — в том отношении, в каком учение Григория об иерархии опирается на библейско-космогонический порядок природного сущего.
Добавлено: 26 октября 2016
Статья
Носачев П. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 203-222.

Статья посвящена проблеме определения места политико-философского движения интегрального традиционализма. Автор, на основании рассмотрения случаев из недавне истории XX веке, предлагает относить это явление к сфере изучения западного эзотеризма. 

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Рагозина С. А. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. Т. 35. № 3. С. 51-76.

Текущее состояние исследований об исламе свидетельствует о том, что концепт «исламской реформации», задавая универсальные рамки, опосредованные западной теорией модернизации, претендует на комплексное осмысление исламской действительности, чем привлекает множество авторов. Однако, такая универсальность, невнимание к частным аспектам делает этот уязвимым, что вызывает критику у ряда специалистов по исламу. Цель данной работы – идентифицировать и охарактеризовать основные подходы к пониманию феномена «исламской реформации». Нами было выделено три неравные группы исследователей. Среди тех, кто приемлет данный концепт, нет единства относительно содержания данного концепта: одни говорят об исламской реформации как о позитивной политической программе, другие же наоборот связывают ее исключительно с негативными явлениями исламского радикализма. Третья группа авторов не признает аргументацию, так или иначе апеллирующую к идее исламской реформации, последовательно обосновывая ее неэффективность в объяснении исламских реалий и предлагая альтернативные исследовательские модели. Подробное рассмотрение ряда зарубежных и отечественных работ демонстрирует как обращение к самым разным предметам исследования в рамках единой концептуальной схемы дискурса «исламской реформации».

Текущее состояние исследований об исламе свидетельствует о том, что концепт «исламской реформации», задавая универсальные рамки, опосредованные западной теорией модернизации, претендует на комплексное осмысление исламской действительности, чем привлекает множество авторов. Однако, такая универсальность, невнимание к частным аспектам делает этот уязвимым, что вызывает критику у ряда специалистов по исламу. Цель данной работы – идентифицировать и охарактеризовать основные подходы к пониманию феномена «исламской реформации». Нами было выделено три неравные группы исследователей. Среди тех, кто приемлет данный концепт, нет единства относительно содержания данного концепта: одни говорят об исламской реформации как о позитивной политической программе, другие же наоборот связывают ее исключительно с негативными явлениями исламского радикализма. Третья группа авторов не признает аргументацию, так или иначе апеллирующую к идее исламской реформации, последовательно обосновывая ее неэффективность в объяснении исламских реалий и предлагая альтернативные исследовательские модели. Подробное рассмотрение ряда зарубежных и отечественных работ демонстрирует как обращение к самым разным предметам исследования в рамках единой концептуальной схемы дискурса «исламской реформации».

Добавлено: 9 сентября 2019
Статья
Казенин К. И. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. Т. 3. № 35. С. 234-239.

Цель настоящей обзорной статьи дать читателю общее представление о текущем состоянии исследований использования религиозных норм как инструмента социального регулирования на Северном Кавказе. Действие исламских правовых норм рассматривается как проявление правового плюрализма (legal pluralism), то есть параллельного действия различных правовых систем или их отдельных правовых норм. Автор представляет основные результаты имеющихся исследований правового плюрализма на Северном Кавказе в прошлом и настоящем, после чего подробно останавливается на двух аспектах современного использования религиозных норм для разрешения споров в восточной части Северного Кавказа на составе альтернатив действию этих норм и на социальных факторах, мотивирующих обращение жителей к этим нормам. Выбор восточной части Северного Кавказа (Дагестана, Чечни и Ингушетии) для исследования обусловлен тем обстоятельством, что там явление правового плюрализма представлено шире, чем на западе Северного Кавказа. 

Добавлено: 7 ноября 2017
Статья
Селезнев Н. Н. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 33. № 2. С. 161-181.

Историки экуменизма обыкновенно датируют его оформление началом XX в., указывая в качестве «символического начала» на Всемирную миссионерскую конференцию, состоявшуюся в Эдинбурге в 1910 г. Поиски зарождения экуменической мысли приводят исследователей в предшествующие столетия, до XV-XVI вв. Однако известны восточные источники, свидетельствующие о том, что экуменическая парадигма экклесиологической мысли, типологически соответствующая той, которая сложилась в XX в., в действительности сформировалась значительно ранее. В эпоху расцвета средневековой арабо-мусульманской культуры в кругах восточных христиан проявляется объединительная тенденция: в сочинениях ряда авторов христианские конфессии не противопоставляются полемически друг другу, но, напротив, сводятся к общим вероучительным основам, причем утверждается равноценность путей, по которым следуют основные христианские сообщества. Настоящая статья иллюстрирует ранний экуменизм, опираясь на средневековые арабские источники, и выявляет необходимость скорректировать историю экуменической мысли, дополнив ее главой о средневековом восточном этапе.

Добавлено: 29 сентября 2017
Статья
Агаджанян А. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 4. С. 397-406.

Эта книга — результат работы яркой и серьезной школы антропологов, сложившейся вокруг Кунтскамеры (Музея антропологии и этнографии РАН), Пушкинского Дома и Европейского университета в Петербурге. Среди авторов — не только петербуржцы (здесь представлена широкая география от Америки до Армении), но школа именно питерская. Это уже вторая коллективная книга, и она столь же любопытна, как и первая. Между тем отдельные авторы в обозримом прошлом выпустили свои собственные монографии или важные статьи. Эту школу отличает решительная приверженность к методу «насыщенного описания», склонность к тщательной методологической рефлексии (включая саморефлексию исследователя) и солидное знакомство с современными теоретическими трендами в антропологии. Кроме того, работа собрана вокруг определенного, совершенно ясно проговоренного, сквозного теоретического подхода и столь же четкой концепции, обращенной к постсоветской религии.

Добавлено: 9 марта 2016
Статья
Иванчик А. И., Узланер Д. А., Васильева О. Ю. и др. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 3. С. 205-223.

Журнал публикует стенограмму организованного редакцией круглого стола, который был посвящен вопросу научного статуса теологии и места теологии в ряду других академических (гуманитарных) дисциплин. В круглом столе приняли участие историк Ольга Васильева (РАНХиГС, ныне - министр образования и науки РФ); филолог Николай Гринцер (РАНХиГС); историк Аскольд Иванчик (член-корреспондент РАН); социолог Борис Кнорре (НИУ-ВШЭ); философ Светлана Коначева (РГГУ); Александр Кырлежев (научный редактор журнала); теолог Константин Польсков (ПСТГУ); религиовед Владислав Раздъяконов (РГГУ); теолог Андрей Шишков (ОЦАД).

Добавлено: 11 июля 2019
Статья
Афанасов Н. Б. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 124-148.

Статья представляет собой тематическое исследование аниме-сериала Neon Genesis Evangelion (1995–1996). Произведение рассматривается как культурный продукт, вписанный в научно-фантастическую традицию второй половины XX в., для которой характерно особое использование религиозных символов и сюжетов. Cложность сериала заключается в том, что для фантастической ткани его повествования оказываются одновременно релевантными религиозные традиции как синтоизма, так и авраамических религий. На материале аниме продемонстрирован потенциал и необходимость обращения к сакральному в фантастике. Через использование религиозных сюжетов фантастическое произведение приобретает внутреннюю когнитивную логику. Религиозное в сериале представлено на двух уровнях: на имплицитном уровне, определяющем сюжетное своеобразие, и на эксплицитном уровне, когда отсылка к религиозным сюжетам становится маркетинговой стратегией сериала по продвижению на японском и западных рынках. Для работы с обилием подчас несогласованных друг с другом религиозных символов предлагается рамка постсекулярного рассмотрения. Обосновывается необходимость обращения к философии культуры постмодернизма для понимания критического высказывания автора аниме. В заключение автор предлагает собственный анализ сюжета через религиозную оптику интерпретации апокалипсиса.

Добавлено: 21 октября 2019