• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 55 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Богачёв М. И. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 3 (36). С. 224-238.

Статья представлет собой аналитический обзор нового издания из серии "Религиозно-общественная жизнь российских регионов". 

Добавлено: 5 декабря 2018
Статья
Богачёв М. И. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 251-265.

Обзор на: Религиозно-общественная жизнь российских регионов. Т. I. / Науч. ред. С. Филатов. М.: Летний сад, 2014. — 620 с. Религиозно-общественная жизнь российских регионов. Т. II. / Науч. ред. С. Филатов. М.; СПб.: Летний сад, 2016. — 512 с.

Добавлено: 4 января 2017
Статья
Селезнев Н. Н. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. Т. 38. № 3. С. 237-254.

В «Сборнике летописей» (Джами‘ ат-таварих) Рашид ад-Дина (1249/50–1318) – разностороннего ученого, врача и влиятельного служащего при дворе ильханов – составленного с использованием трудов придворного историка Абу-л-Касима Кашани (ум. после 1323/4), содержится «История Индии» (Тарих ал-Хинд ва-с-Синд), а в ней – пространный раздел, посвященный Будде и буддизму. Среди арабских источников по буддизму это произведение Рашид ад-Дина является наиболее обстоятельным. Одна из глав этого раздела представляет собой адаптированную для мусульманского читателя версию известной буддийской сутры, в которой буддийское учение и этические принципы изложены в виде вопросов-загадок небесного существа и ответов на них Будды. В статье предлагается обзор версий этого произведения, бытовавших в средние века в буддийских культурах, сопоставление мусульманского и буддийского прочтения этой сутры, содержащейся в арабской версии «Сборника летописей», а также представлено издание арабского текста, выполненного по единственной сохранившейся рукописи лондонского собрания Khalili MSS 727, и его русский перевод.

Добавлено: 11 ноября 2020
Статья
Дубовка Д. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 265-270.

В рецензии расмматривается монография Стефании Пальмизано, посвященная новым монашеским сообществам в Италии. Эти сообщества ставят своей задачей пересмотреть традиционный для католических монастырей способ быть монашествующим. Их ревизионистские усилия направлены прежде всего на изменение организационной и властной структуры монастырей. 

Добавлено: 31 июля 2018
Статья
Медведева К. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 1. № 34. С. 404-410.

Review of the book:

Jonveaux, Isabelle, Palmisano, Stefania and Pace, Enzo (eds) (2014) Annual Review of the Sociology of Religion. Vol. 5: Sociology and Monasticism: Between Innovation and Tradition. Leiden, Boston: Brill. — 322 p.

Добавлено: 18 апреля 2016
Статья
Графова М. А. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 4. С. 229-264.

В статье исследуется актуальная тема биоэтических дискуссий — аборты. Особенностью этой публикации будет исторический ракурс вопроса, а именно общественный консенсус по их поводу в эпоху НЭПа. Сегодня основное противоречие в этой сфере — противоречие между секулярной и религиозной моралью, а тогда главными оппонентами были новая коммунистическая идеология и традиционно настроенное общественное мнение. Последнее основывалось на религиозной системе ценностей, но зачастую уже было равнодушно к собственно религии, однако чувствительно к покушениям на привычные церковные обряды. Следование православным традициям могло быть и выражением религиозности, и попыткой обрести моральную опору в эпоху перемен. Идеологический посыл власти тоже противоречив: с одной стороны, в нем присутствует идея свободы сексуальных отношений, а вступление в брак и развод облегчены и изъяты из религиозного контекста, женщин призывают трудиться, участвовать в общественной работе и получать образование. С другой стороны, все эти свободы мало обеспечены с точки зрения социальной, финансовой, меди- цинской. Одним из последствий такого расшатывания традиционной семьиявляется рост числа легальных и подпольных абортов. Но это вызывает беспокойство у врачей и деятелей санитарно-просветительной пропаганды, отсюда распространенные призывы не делать абортов, а рожать новых граждан Страны Советов, несмотря на все трудности. Источники показывают, что «маленькие» люди понимали: многодетность обрекает семью на нищету и болезни. При почти полном отсутствии доступной контрацепции единственным средством регулирования рождаемости оказывается аборт. С одной стороны, несмотря на усилия пропаганды, он воспринимается как неприятная, но неизбежная часть повседневности. С другой, он с высокой степенью вероятности связан с травмой, как моральной, так и физической, поэтому не может по-настоящему стать частью нормы повседневности. Автор приходит к выводу, что общественный консенсус по этому вопросу не был достигнут, да и был в принципе невозможен.

 

Добавлено: 8 октября 2020
Статья
Селезнев Н. Н. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36. № 2. С. 300-314.

В настоящей работе предлагается рассмотрение одного из аспектов, а именно, антииудейской полемики, примечательного памятника арабо-христианской письменности XI в., «Собеседований» Илии, митрополита Нисивина (975–1046), с мусульманским собеседником, везиром Абу-л-Касимом ал-Магриби (981–1027). Изложение содержания «собеседований» Илии и Абу-л-Касима известно в двух существенно различающихся редакциях. Одна из них представлена в «Книге собеседований», другая – в «Послании» митрополита к везиру. Различие редакций затрагивает и рассматриваемый в статье аcпект. Антииудейская полемика в «Послании» носит более личный и непосредственный характер, тогда как в «Книге собеседований» она фактически сведена к цитатам из Корана и из его толкования знаменитого ат-Табари (839–923), приведенным, к тому же, по другому поводу. В связи с этим рассматривается вопрос о соотношении редакций «Собеседований» в целом. Перенеся логику редакции, превратившей «Послание» Илии везиру в его «Книгу собеседований», на разворачивание антииудейской полемики в «Послании» и ее сворачивание в «Книге», автор статьи приходит к выводам, что роль иудеев в межрелигиозных отношениях была одним из предметов, вызывавших интерес Абу-л-Касима ал-Магриби, и тот факт, что наиболее яркие антииудейские пассажи из «Послания» при его обработке после смерти везира были Илией удалены, свидетельствует о том, что в ряду важных для него апологетических тем, вне связи с личным интересом Абу-л-Касима, антииудейская полемика не была представлена, но использовалась как тема, позволявшая сблизиться с везиром.

Добавлено: 16 августа 2018
Статья
Агаджанян А. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 2(33). С. 314-323.

Религия и революция — сложная, богатая и яркая тема; а если позволить себе выйти за рамки нейтрального академизма — драматическая и зловещая. Она привлекала и будет привлекать к себе интерес самого разного свойства. Идеологи и политики могут возводить бесчисленное количество мифологических конструкций; философы — создавать объяснительные схемы; журналисты — давать этим идеям популярные интерпретации. Рецензируемая книга - чисто академическое, сдержанное исследование. 

Добавлено: 9 марта 2016
Статья
Филиппов А. Ф. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. Т. 37. № 3. С. 69-101.

Работа посвящена философскому анализу фильма Blade Runner 2049 (2017, режиссер Дени Вильнёв) — сиквелу знаменитой картины Blade Runner (1982, режиссер Ридли Скотт). Фильмы прочитываются как большое политико-теологическое высказывание. В них действуют существа репликанты — биологически почти неотличимые от человека. Они используются для колонизации отдаленных планет, им запрещено жить на Земле. В первом фильме их конструкция предполагает раннюю смерть, и они восстают, потому что хотят жить. Во втором фильме их конструкция предполагает готовность к подчинению, но они готовы восстать, не желая быть рабами. Это можно понять как историю человека, его отношений с Творцом. Интрига фильма заключает в себе вопрос о чуде и связанный с ним вопрос о революции. Чудом считается возможность репликанта родить ребенка и снять границы между репликантами и людьми. Интерпретация чуда как чуда может быть совершена лишь тем, у кого есть либо авторитет, либо власть устанавливать законы. В фильме она присвоена репликантами, потому что нет суверена, нет закона; происходит становление естественного порядка войны. Смысл восстания репликантов состоит в том, чтобы перевести трансцендентное в план имманентности. Их вера в чудо в том и состоит, что Творец, а значит, и вера в Творца, не нужны.

Добавлено: 22 октября 2019
Статья
Селезнёв М. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 4. С. 7-28.

Одна их важнейших проблем, встающих перед нами, когда мы говорим про библейскую традицию православных церквей, - проблема соотношения Септуагинты (греческого Ветхого Завета, на котором основаны труды Отцов Церкви и православное богослужение) с еврейской Библией. Исследователи Септуагинты часто видят в ее тексте теологически мотивированную правку и, исходя из этого, пытаются реконструировать особую «теологию Септуагинты». Автор настоящей статьи полагает, что о «теологически мотивированной правке» в Септуагинте следует говорить тогда и только тогда, когда различия еврейского и греческого текстов не могут быть объяснены иным, более простым, образом. Рассматриваются различные факторы, которые могли привести к изменению смысла текста в греческой Библии по сравнению с еврейской: изменения в еврейском тексте до перевода; изменения в понимании еврейского текста до перевода; семантические сдвиги в процессе перевода; изменения в греческом тексте после перевода; изменения в понимании греческого текста после перевода.

Добавлено: 16 октября 2017
Статья
Зеленина Г. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4 (30). С. 60-85.

На материале нескольких сотен интервью с советскими евреями, родившимися до войны, прослеживаются изменения в их круге чтения и читательских практиках, демонстрирующие – при сохранении стабильной приверженности книжной культуре как таковой – отход от религиозной традиции, выдвижение иных стержней идентичности и приобщение к ценностям советской интеллигенции.

Добавлено: 24 февраля 2013
Статья
Павлов А. В. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 12-40.

Статья посвящена феномену «Зловещих мертвецов» в контексте новой религиозности. Автор анализирует причины роста репутации франшизы как важного феномена популярной культуры, выросшего из малобюджетного независимого фильма. В статье показано, что известность «Зловещих мертвецов» не может быть объяснена только тем, что они стали трансмедийным феноменом (мюзикл, театральная постановка, видеоигры, комиксы, римейк, сериал и т. д.). Прояснив понятия «популярная культура» и «фантастика», автор утверждает, что «Зловещие мертвецы» можно считать и тем, и другим. Далее речь идет о том, что франшиза может быть прочитана как форма новой религиозности в рамках концепции гиперреальной религии Адама Поссамаи. Последняя постулирует некий вид «религий», основанных на продуктах популярной культуры и имеющих лишь репрезентации, но не реального референта («симулякры»). И хотя «Зловещие мертвецы» не могут быть признаны полноценной гиперреальной религией, их можно назвать гиперреальным культом. Последнее понятие связывается с культовым кинематографом и некоторыми зрительскими ритуальными практиками потребления вокруг такого кино. Автор полагает, что востребованность франшизы объясняется в том числе влиянием Говарда Лавкрафта, имеющего особое значение в контексте концепции гиперреальной религии, на оригинальную трилогию «Зловещие мертвецы».

Добавлено: 6 ноября 2019
Статья
Носачев П. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 1. С. 295-315.

В статье предлагается понимание гностического тропа как инструмента для анализа религиозных составляющих современной массовой культуры, а также обозначаются элементы этого тропа и причины его популярности. В качестве методологической рамки выступает теория оккультуры К. Партриджа, особый акцент делается на предложенном им образе оккультурного бриколера — создателя современной культуры, работающего с элементами западного эзотеризма как с подручным материалом. В статье обосновывается, что популярность элементов оккультурного бриколажа различна, и одним из самых распространенных является именно гностический троп. Важнейшими характеристиками гностического тропа являются представления о том, что наш мир — тюрьма, созданная для мучения человека, что им управляет злой творец этого мира — демиург, но в этом мире находятся и гностики, способные разгадать обманчивую природу реальности, которые обладают гнозисом как неким внерациональным опытом. Специфика функционирования соответствующего тропа раскрывается на примерах произведений Л. Даррелла, Ф. Дика, фильмов «Матрица», «Шоу Трумана», творчества В. Пелевина и рэпера Оксимрона. В заключении рассматриваются разные варианты ответа на вопрос о причинах популярности гностического тропа. Американские исследователи видят в гнозисе специфическую черту культуры религиозного индивидуализма, развитую в США, тогда как выходцы из стран бывшего соцлагеря, напротив, утверждают, что образ мира как тюрьмы связан со спецификой режима тех стран, которые находились за железным занавесом. В статье предлагается иной ответ на этот вопрос. Современная ситуация, во многом определяемая распространением цифровой культуры, порождает чувство неуверенности и дезориентацию современного человека, который ощущает себя заключенным в том паноптиконе, который описывал М. Фуко. Вывод: гностический троп — это попытка придать абстрактной власти личностные черты демиурга.

Добавлено: 3 мая 2021
Статья
Павлов И. И. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. Т. 37. № 3. С. 253-276.

В статье подробно обсуждается вопрос о методах и концептуальной рамке для анализа диалектики секуляризации в истории русской философии. Обращение к русской философии в контексте исследований секуляризации становится особенно актуальным после выхода фундаментальной работы Чарльза Тейлора «Секулярный век», в которой исследователь подчеркивает роль метафизики в становлении западного секуляризма. Автор указывает, что в русскоязычной исследовательской традиции также есть прецедент подобного исследования, а именно — «История русской философии» Василия Зеньковского, которая упускается из виду западными и отечественными исследователями, анализирующими секулярный и антисекулярный дискурсы в российском интеллектуальном контексте. Обращение к работе Зеньковского, по мнению автора, не должно быть как некритичным, так и обесценивающим: при сопоставлении «Истории русской философии» с «Секулярным веком» становятся очевидны ее концептуальные и методологические недостатки, которые, однако, не отменяют значимости историко-философских наблюдений Зеньковского. Последние оказываются особенно ценны тем, что позволяют проследить влияние секулярного «эффекта новой звезды» — историко-интеллектуальных следствий появления мировоззрения «эксклюзивного гуманизма» в Европе — на русской почве. В качестве главных недостатков «Истории русской философии» автор выделяет недостаточную проработку Зеньковским понятия секуляризма, которое ложится в основу его «оценочной историософской схемы», и невнимание к политическому контексту российского философского дискурса. Тем не менее, автор демонстрирует, что в случае аккуратного анализа работы Зеньковского полученные выводы могут стать основанием для дальнейших исследований диалектики секуляризации в истории русской мысли.

Добавлено: 23 октября 2019
Статья
Дубовка Д. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 3 (33). С. 322-344.

 позиции секулярной идеологии ряд религиозных практик самотрансформации - например, полное подчинение духов ному лидеру - выглядят недопустимыми. Религиозные традиции имеют другие представления о субъекте, о его благе и о том, как это благо можно достичь. В современном мире, где религиозные группы вынуждены соотносить свои представления с секулярной идеологией, ряд практик самотранс-формации представляют собой результат смешения постулатов различных мировоззрений. Данная статья рассматривает, на материалах включенного наблюдения, техники самотранс-формации в современном женском православном монастыре. Восточно-христианская традиция включает в представления о духовном росте такие противоречащие друг другу образы, как глубокое осознание собственной греховности и, одновременно, восхождение по лестнице добродетелей. Секулярное понимание времени, свойственное нынешним обитателям монастырей, крайне заостряет указанное противоречие и ставит под вопрос возможность духовного роста. Концентрируясь на диахроническим измерении техник самотрансформации, эта статья полемизирует с существующим пониманием секу-лярной и религиозной агентности.

Добавлено: 12 января 2018
Статья
Рагозина С. А. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36. № 2. С. 272-299.

Многие работы, посвященные современной социологии ислама, исходят из якобы не требующей доказательства посылки о доминировании негативного образа ислама или же о «проблемном» характере ислама. Большинство авторов так или иначе связывают образ ислама с терроризмом, насилием и миграцией. То есть секьюритизация ислама происходит не только на уровне СМИ, но и на уровне академических исследований посредством воспроизводства ориенталистского подхода к выстраиванию «образа другого». Несмотря на то, что данный нарратив исламофобии прочно закрепился во многих типах дискурса об исламе, без ответа, как правило, остается простой вопрос: как это происходит? В данной работе предпринята попытка ответить на этот вопрос, изучив материалы российских СМИ. Каковы механизмы формирования дискурса исламофобии? Как формируется пространство противостоящих друг другу идентичностей традиционного и радикального ислама? И насколько важно учитывать, кто формирует экспертную повестку наших знаний по исламской проблематике? Основная цель данной работы состояла в том, чтобы продемонстрировать востребованность и гегемонистский характер дискурса исламофобии в российском коммуникативном пространстве.

Добавлено: 9 сентября 2019
Статья
Ракитин П. Ю. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. Т. 4. № 37. С. 234-260.

В статье исследуется конфликт между Ральфом Уолдо Эмерсоном и приходом унитариан «Вторая церковь» в Бостоне 1832 года. Анализ проповеди Эмерсона, в которой он выступил против Причастия, демонстрирует сущность разногласий между прихожанами одного из старейших приходов Массачусетса в отношении истинной природы Христа и значения хлеба и вина Причастия. Мы стремились выявить то, как пастор предвосхищал предполагаемую реакцию своих слушателей в момент создания проповеди. К исследованию было привлечено «Эссе о Вечере Господней» преподобного Ф. Гринвуда и установлена его связь с аргументами, высказанными Эмерсоном против обряда.

Добавлено: 3 декабря 2019
Статья
Минов С. В. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 33. № 2. С. 61-87.

В статье рассматриваются два случая заимствования зороастрийских мифологических мотивов сирийскими христианами. Первый пример, засвидетельствованный впервые в сочинениях Ефрема Сирина (IV в.), касается реинтерпретации традиционного образа библейского Рая как опоясывающей весь мир космической горы, возникшей, по всей вероятности, под влиянием иранских космологических традиций, связанных с горой Албурз. В качестве второго примера обсуждается использование автором анонимного сирийского сочинения известного как «Пещера сокровищ» (VI–VII вв.) фигуры Рапитвина, «духа полдня», известной из зороастрийской мифологии. Рассмотренные случаи использования сирийскими авторами элементов зороастрийской мифологии представляют собой ценное свидетельство, проливающее дополнительный свет на сложный и разносторонний феномен аккультурации христианского меньшинства по отношению к культуре иранского общества в эпоху поздней античности.

Добавлено: 20 января 2021
Статья
Бирюков Д. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. Т. 3. С. 302-324.
Выделяются две стратегии иерархии у Григория Нисского. Последняя иерархия в целом следует порядку звеньев в древе Порфирия; однако Григорий и отступает от него ради согласования порядка звеньев иерархии с библейско-космогоническим порядком природного сущего. Указывается на коренное различие в понимании структуры иерархии сущего в учении Дионисия по сравнению с учением Григория. Это различие связывается с изменением содержания философского концепта «причастности» у Дионисия по сравнению с эпохой Григория. Рассматривается учение Дионисия об иерархии причаствующих и в связи с этим исследуется, к чему именно, по Дионисию, причаствуют звенья этой иерархии. Показывается связь учения Дионисия о началах с неоплатонической тетрадой Благо, Бытие, Жизнь, Ум. Наконец, дионисиевская иерархия причаствующего сравнивается с соответствующей иерархией Прокла и с иерархией сущего у Григория. Делается вывод о влиянии Григория на дионисиевскую иерархию причаствующих — в том отношении, в каком учение Григория об иерархии опирается на библейско-космогонический порядок природного сущего.
Добавлено: 26 октября 2016
Статья
Носачев П. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 203-222.

Статья посвящена проблеме определения места политико-философского движения интегрального традиционализма. Автор, на основании рассмотрения случаев из недавне истории XX веке, предлагает относить это явление к сфере изучения западного эзотеризма. 

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Рагозина С. А. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. Т. 35. № 3. С. 51-76.

Текущее состояние исследований об исламе свидетельствует о том, что концепт «исламской реформации», задавая универсальные рамки, опосредованные западной теорией модернизации, претендует на комплексное осмысление исламской действительности, чем привлекает множество авторов. Однако, такая универсальность, невнимание к частным аспектам делает этот уязвимым, что вызывает критику у ряда специалистов по исламу. Цель данной работы – идентифицировать и охарактеризовать основные подходы к пониманию феномена «исламской реформации». Нами было выделено три неравные группы исследователей. Среди тех, кто приемлет данный концепт, нет единства относительно содержания данного концепта: одни говорят об исламской реформации как о позитивной политической программе, другие же наоборот связывают ее исключительно с негативными явлениями исламского радикализма. Третья группа авторов не признает аргументацию, так или иначе апеллирующую к идее исламской реформации, последовательно обосновывая ее неэффективность в объяснении исламских реалий и предлагая альтернативные исследовательские модели. Подробное рассмотрение ряда зарубежных и отечественных работ демонстрирует как обращение к самым разным предметам исследования в рамках единой концептуальной схемы дискурса «исламской реформации».

Текущее состояние исследований об исламе свидетельствует о том, что концепт «исламской реформации», задавая универсальные рамки, опосредованные западной теорией модернизации, претендует на комплексное осмысление исламской действительности, чем привлекает множество авторов. Однако, такая универсальность, невнимание к частным аспектам делает этот уязвимым, что вызывает критику у ряда специалистов по исламу. Цель данной работы – идентифицировать и охарактеризовать основные подходы к пониманию феномена «исламской реформации». Нами было выделено три неравные группы исследователей. Среди тех, кто приемлет данный концепт, нет единства относительно содержания данного концепта: одни говорят об исламской реформации как о позитивной политической программе, другие же наоборот связывают ее исключительно с негативными явлениями исламского радикализма. Третья группа авторов не признает аргументацию, так или иначе апеллирующую к идее исламской реформации, последовательно обосновывая ее неэффективность в объяснении исламских реалий и предлагая альтернативные исследовательские модели. Подробное рассмотрение ряда зарубежных и отечественных работ демонстрирует как обращение к самым разным предметам исследования в рамках единой концептуальной схемы дискурса «исламской реформации».

Добавлено: 9 сентября 2019