• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

На что способны боты? Модель протестной и контрпротестной политической мобилизации

Ахременко А. С., Петров А. П., Стукал Д. К., Жеглов С. А., Хавроненко М. В.

Несмотря на растущий интерес исследователей к влиянию автоматизированных аккаунтов социальных медиа (интернет-ботов) на процессы политической коммуникации и мобилизации в онлайн-среде, степень их эффективности и механизмы использования остаются слабо изученными. Одна из причин дефицита общего концептуального понимания и конкретных результатов состоит в стремлении исследователей решить проблему сугубо эмпирическим путем, без попыток соединить анализ данных с математическим и вычислительным моделированием.
Проанализировав существующий опыт построения такого рода моделей, авторы предлагают собственную разработку, базирующуюся на теории «спирали молчания». Ключевыми особенностями представленной ими модели, отличающими ее от имеющихся аналогов, являются: (а) фиксация различий в мотивации и «стоимости» выражения протестной и лояльной позиций; (б) включение в механизм «спирали молчания» «эффекта партнера»; (в) использование нейрологической схемы принятия решений, согласно которой один и тот же стимул может побуждать к действию и быть сдерживающим фактором.
На основе серии численных экспериментов с моделью авторы демонстрируют, что при мобилизации оппозиционеров боты наиболее эффективны в ситуации, когда мотивированный к политическому участию индивид не проявляет активности, поскольку его локальное социальное окружение не разделяет его взглядов. В этом случае появление бота-единомышленника способно разрушить созданную этим окружением «спираль молчания», тем самым стимулировав данного индивида к открытому выражению своей позиции. Напротив, при мобилизации лоялистов боты наиболее эффективны применительно к слабо мотивированным индивидам.
Построенная авторами модель не только позволяет по-новому оценить эффекты ботов, но и проливает свет на то, как — в рамках политической коммуникации и мобилизации в социальных сетях — принимают решения люди.