?
Визуальность и нарративность в античной традиции об Ахиллесе: уникальный проект аристократического образования
В статье осуществлен историко-педагогический анализ визуальной и нарративной составляющих
в античной традиции об обучении и воспитании Ахиллеса (Ахилла). Уникальность образовательно-
го пути Ахиллеса подчеркивают многие античные авторы, и, в особенности, Гомер, который превра-
щает тему взросления Ахиллеса в одну из главных тем «Илиады». В сложном сюжете «Илиады»
представлены разные уровни аристократического воспитания юношества на примере Ахиллеса —
героя с непростым характером, наставниками которого были наделенный бессмертием кентавр
Хирон и смертный человек Феникс. В логике Гомера образование Ахиллеса было домашним, и лишь не-
значительное время он находился на воспитании у Хирона (своего прадеда по материнской линии).
У других античных авторов, напротив, образовательный путь Ахиллеса представлен как тради-
ционный путь мальчика-аристократа, который воспитывался далеко от дома под присмотром
мужчины-родственника по материнской линии. Текстовая традиция, представлявшая ученический
путь Ахиллеса в логике Гомера или вне ее, дополнялась вазописью, где в VI–V вв. до н. э. были распро-
странены сюжеты об Ахиллесе, его наставниках и Фетиде (матери Ахиллеса), игравшей значимую роль в его становлении. Объединение нарративной и визуальной составляющих дают представление об «учебном плане» будущего воина-аристократа, а также особенностях и парадоксах аристократического образования, «продуктом» которого и был Ахиллес. В античной педагогической культуре Ахиллес являлся тем, кто с юных лет побеждает, используя природное превосходство, и чей образовательный путь можно охарактеризовать как приучение быть победителем.