• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Гетеротекстуальность и сопространственность: от семиотики города к транссемиотике постгорода

Художественные тексты могут рассматриваться как наиболее притягательный исследовательский материал для анализа ключевых особенностей как семиотики города в целом, так и семиотики отдельных городов, которым посвящено множество художественных произведений. Городское пространство Модерна в результате процессов мощной семиотизации можно рассматривать как одновременно текстуальное и интертекстуальное. Интертекстуальность городских пространств Модерна предполагает своего рода совокупности «плавающих» топологических означивающих, в той или иной степени соответствующих подобным же совокупностям «плавающих» топологических знаков. В традиционной семиотике города предполагается существование двух реальностей – «действительной» реальности и реальности «семиотической», между которыми можно наблюдать и анализировать чёткие логические соответствия и/или соотношения. Появление в начале XX в. неклассических / постклассических городских нарративов, ориентированных на проблемы дискоммуникации, стало одним из важных признаков первичного формирования феноменов постгорода и постурбанизма. Постгород не является текстом и не может рассматриваться как текст; в то же время он может порождать отдельные тексты, никак не связанные между собой. Постгородские тексты, являющиеся коммуникативными результатами конкретных сопространственностей, остаются локальными «вспышками», не образующими единого текста или же метатекста (сверхтекста). Гетеротекстуальность – это феномен постгородской реальности, для которого характерно сосуществование, как правило, не коррелирующих друг с другом текстов, относящихся к тем или иным устойчивым городским локусам. Под транссемиотикой в общем контексте понимается изучение каких-либо текстов, предполагающих в процессе означивания создание знаково-символических разрывов или «пробелов» с любыми другими потенциально возможными коррелирующими текстами. Транссемиотики постгорода – это исследования (художественных) текстов, предполагающих в процессе означивания каких-либо городских локусов создание знаково-символических разрывов или «пробелов» с любыми другими потенциально возможными коррелирующими текстами, имеющими отношение к тому или иному городскому локусу. Гетеротекстуальность постгорода может рассматриваться как сопространственность взаимоисключающих друг друга текстов, соответствующих «не видящим» друг друга постгородским локусам. Постгородские транссемиотики по ходу своего развития формируют своего рода «тёмные зоны», отторгающие или нейтрализующие любую попытку какой-либо семиотической интерпретации.