• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 18 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Киссер Т. С. Уральский исторический вестник. 2018. Т. 60. № 3. С. 57-65.

Этническая история российских немцев представляет собой историю долговременных и ре- гулярных миграций. Не случайно существует устойчивое выражение «Volk auf dem Weg» (народ в пути), являющееся образным обозначением российских немцев. Понятие «народ в пути» отражает не только многочисленные миграции российских немцев и их «подвиж- ный» образ жизни, но и этнокультурную динамику, обновление сообщества. Будучи из- начально оседлым народом, российские немцы были вынуждены вести «кочевой» образ жизни. Переселения в совершенно новые условия нашли яркое отражение в фольклоре и литературном творчестве, благодаря чему можно проследить историю и мотивы мигра- ций. Описание пути наполнено географическими образами, делается акцент на сравнении мест проживания. Российский немец в советский период представлен, как правило, в образе изгнанника, который не видит спасения. Особой трагичностью и коллективным страдани- ем наполнены фольклорные тексты, в то время как литературные произведения часто носят автобиографический характер, они более сдержанные. Наиболее яркое отражение в фольклоре и литературе получили самые масштабные (по численности и по расстоянию) переселе- ния — депортация из Поволжья и эмиграция в Германию. Их результатом стали как новые формы презентации, так и новые направления в литературе.

Добавлено: 5 октября 2018
Статья
Резник А. В. Уральский исторический вестник. 2020. № 4. С. 93-100.

Лев Троцкий был не только выдающимся публицистом и оратором среди марксистских революционеров XX века, его можно также назвать и одним из самых известных автобиографов. Среди других высокопоставленных большевиков он выделялся политическими взглядами и культурой мышления и письма. Многие оппоненты Троцкого воспринимали его как индивидуалиста, враждебного коллективистской идеологии. Если воспринимать взгляды самого Троцкого на роль отдельных личностей в истории, в том числе его собственную, пристальный взгляд на автобиографический нарратив Троцкого позволяет увидеть в индивидуализме нечто большее, чем идеологему. Вплоть до настоящего дня большинство исследователей обращают внимание только на широко известную автобиографию Троцкого «Моя жизнь: Опыт автобиографии» (1929), игнорируя широкий контекст появления этой книги. Цель статьи состоит в расширении фокуса изучения автобиографики Троцкого за счет текстов периода Гражданской войны в России, который сам Троцкий, постфактум исключил из ряда своей публицистической деятельности. Соотношение прагматики и поэтики в его текстах было отрефлексировано самим Троцким в начальный период гражданской войны, когда он, будучи наркомом по военным делам, публично заявил, что не любит «военный стиль», но «привык в жизни и литературе применять стиль публициста». Последующая деятельность Троцкого продемонстрировала, что соотношение динамики этих двух стилей определялось не только политическими задачами, но и укорененными авторскими представлениями о месте собственного «Я» в публицистике.

Добавлено: 25 ноября 2020
Статья
Давыдов М. А. Уральский исторический вестник. 2020. № 1. С. 27-36.

Столыпинская аграрная реформа положила начало агротехнологической революции в России, однако ее значение далеко выходит за рамки собственно сельского хозяйства. С одной стороны, она стала принципиальным рубежом в ликвидации сословно-тяглового строя, резко усилив интеграцию крестьянства в общегражданское правовое пространство, а с другой, явилась катализатором невиданных в истории Российской империи явлений и процессов в сфере народного хозяйства, а также массовой психологии и культуры. Аграрный вопрос в конце XIX — начале XX вв. превратился в ключевую проблему Российской империи в огромной степени из-за неокрепостнических взглядов большей части элиты. Последствия консервации общинного режима, одним из которых стал кризис аграрного перенаселения, прежде всего в северно-черноземных губерниях между Днепром и Волгой, в полной мере проявились в ходе аграрных погромов 1905 г. Только эти потрясения вынудили власть пойти, наконец, путем более развитых стран. П. А. Столыпин считал, что решить аграрный вопрос нельзя, его можно только решать — целым рядом отдельных мероприятий, общий смысл которых сводится к предоставлению крестьянам гражданских прав и законных вариантов их реализации, благодаря которым крестьяне получили ряд новых, неизвестных им возможностей изменить свою жизнь к лучшему — при активном содействии правительства. И эта стратегия оказалась эффективной.

Добавлено: 15 сентября 2020
Статья
Малашкин А. В., Пушкарева Н. Л. Уральский исторический вестник. 2012. № 3(36). С. 83-90.

В статье дается обзор истории развития нового направления исследований - женских и гендерных исследований в русских исторических исследованиях - на основе анализа недавно созданного информационно-поискового ресурса - базы данных "Женская и гендерная история России, 1800-2010». Авторы сосредоточили свое внимание на отсутствии такого рода резюме каталогов и списков справочной литературы, трудностях сбора и обобщения информации, а также на методах обеспечения полноты собранной информации и создании тегов, и ключевых слов. В то же время статья предлагает читателям присоединиться к сообществу исследователей, изучающих прошлое через призму социальных и культурных гендерного проявления, и рассказывает о роли РАИЖИ (Российской Ассоциации Исследователей Женской Истории) в развитии "новой социальной истории" - антропоцентрический, акцентируя внимание на истории как истории личностей и больших социальных групп.

Добавлено: 30 ноября 2012
Статья
Головнёв А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Уральский исторический вестник. 2018. Т. 58. № 1. С. 100-108.

Киберпространство не просто отражает реальную картину этничности, но и порождает но- вую киберэтничность. Ее изучение возможно средствами адекватной веб-этнографии, ко- торая не замыкается на работе с компьютером и гаджетом, а включает физическое наблю- дение за тем, как виртуальная жизнь встраивается в повседневную реальность. По мере возможности следует изучать реальную (оффлайн) и виртуальную (онлайн) этничность в их связях и разрывах — на опыте конкретных персон и сообществ. Наибольшую киберактив- ность проявляют сообщества, прежде всего диаспоры и этнические меньшинства, компенси- рующие посредством Сети дефицит реальной территориальной близости и коммуникации. По существу, интернет замещает одно из оснований этничности, обозначавшееся как «един- ство территории». Стимул представления и достойного позиционирования собственной культуры в веб-среде вызывает своего рода этноренессанс (с элементами этноконкуренции). Интернет становится удобной площадкой для развития этничности за счет индивидуальных этнопроектов. На рассмотренных в статье примерах нагайбаков и немцев видно, что повы- шенной киберактивностью выделяются люди, покинувшие малую родину и восполняющие реальную отстраненность виртуальной активностью. Оторванные от своего сообщества люди выступают даже в некотором роде лидерами этничности, действуя при этом не в «далекой эмиграции», а в ежеминутно «по-соседски» доступной Веб-сети.

Добавлено: 5 октября 2018
Статья
Цепкалова А., Бородкин Л. И. Уральский исторический вестник. 2011. № 1 (30). С. 48-56.
Добавлено: 8 апреля 2012
Статья
Парсамов В. С. Уральский исторический вестник. 2015. № 1(46). С. 82-92.
В статье исследуется роль Жозефа де Местра в восстановлении репутации П. В. Чичагова после провала Березинской операции в ноябре 1812 г. Резкие суждения Местра, полностью оправдывающие Чичагова и осуждающие М. И. Кутузова как за бездеятельность во время пребывания наполеоновской армии в России, так и за интриги против Чичагова, критически анализируются в сопоставлении с мнениями других современников тех событий, в первую очередь С. Р. Воронцова, для которого главным виновником клеветы на Чичагова был канцлер Н.А. Румянцев. По мнению Воронцова, Румянцев сумел столкнуть интересы Чичагова и Кутузова при подписании Бухарестского мира. Однако главная причина негативного отношения русского общества к Чичагову в 1812 году заключалось не в чьей-то злой воле, а была вызвана репутацией галломана и поклонника Наполеона, закрепившейся за Чичаговым еще до войны 1812 года.
Добавлено: 11 июня 2015
Статья
Анисимов Е. В., Козляков В. Н., Курукин И. В. и др. Уральский исторический вестник. 2013. Т. 40. № 3. С. 6-19.

Данная публикация представляет собой итоги круглого стола, посвященного истории правления династии Романовых. 

Добавлено: 16 марта 2015
Статья
Керов В. В. Уральский исторический вестник. 2015. № 4. С. 60-69.

В статье выявляется роль женщин-старообрядок в развитии российского предпринимательства. В старообрядчестве, где получались средства для обеспечения жизнедеятельности общин, увеличения их числа и влияния, для защиты общин староверов от преследований властей, женщина занимала значительное место. В предпринимательстве женщины также играли важную роль. Выдающимся, но и типичным примером этого служит деятельность М.Ф. Морозовой. Она, как это характерно для многих российских предпринимателей из старообрядцев вне зависимости от их пола, сохраняла традиционалистские черты в быту, ведя при этом, широчайшую социально-благотворительную работу, всеми средствами способствуя образованию на предприятии и в стране, а главное - активным образом участвуя в модернизации огромного предприятия, которым руководила.

Добавлено: 17 декабря 2015
Статья
Глендиннинг Э., Попков Ю. В., Селезнева Е. В. Уральский исторический вестник. 2017. Т. 54. № 1. С. 83-91.

В работе рассматривается зависимость между различными типами домашней среды и ментальным здоровьем молодых представителей коренных народов Сибири. Выявляются формы детско-родительских отношений, способствующих поддержанию ментального здоровья подростков и смягчающих воздействие неблагоприятных социально-экономических условий. Эмпирической базой исследования стали данные социологического опроса и мини-интервью с 15-летними подростками Республики Алтай, проживающими в поселениях разных типов в условиях уклада, отличного от того, что существует в странах Запада. Главные выводы исследования: опосредующий эффект детско-родительских отношений различается в семьях представителей коренных и некоренных народов Сибири;  культура и традиции играют важную роль в сохранении ментального здоровья молодежи коренных национальностей Сибири. Традиционные и культурно обусловленные детско-родительские отношения являются защитой от неблагоприятных социально-экономических условий и быстрых социальных изменений в сельских районах Сибири, в то время как вседозволенность и отсутствие поддержки родителей в большей степени, чем авторитарные отношения, разрушают для ментальное здоровье юного коренного населения.

Добавлено: 26 февраля 2017
Статья
Шильникова И. В. Уральский исторический вестник. 2010. № 4. С. 70-79.

Возросший в последние годы интерес отечественных исследователей к вопросам управления крупными фирмами и промышленными предприятиями в дореволюционной России предполагает и рассмотрение роли управляющих в ходе трудовых конфликтов (подача жалоб, предъявление требований, стачки). В данной статье на основе архивных и опубликованных источников проводится детальное рассмотрение влияния деятельности управляющих на развитие двух стачек, происшедших в 1890-х гг. на одном из крупнейших российских текстильных предприятий - Ярославской Большой мануфактуре.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Корчмина Е. С. Уральский исторический вестник. 2020. Т. 66. № 1. С. 71-82.

Доходы населения являются одним из ключевых индикаторов качества жизни и, как следствие, показателем уровня экономического развития страны, именно поэтому их определение является одной из насущных задач российской экономической истории доиндустриального периода. В статье представлены первые результаты исследования по проекту «Зарплаты и цены в России со второй четверти XVIII - первой половины XIX веков» на примере сравнения подённых заработков чернорабочих в Москве и Тобольске - в двух «столицах» Европейской части России и Сибири соответственно. Основным источником для исследования стали приходо-расходные книги монастырей, которые были расположены в указанных городах. В статье рассчитаны возможные доходы крестьян-отходников, занятых в строительстве, и расходы на основные продукты питания в этих городах по методике Р. Аллена. Так, во второй половине XVIII в. благосостояние крестьян-отходников заметно снижается в Москве и чуть меньше в Тобольске. Полученные результаты показывают, что изучение экономического развития России должно сфокусироваться на изучении регионов, поскольку огромная территория России и нерешенность вопроса об интеграции рынка, в том числе рынка труда, препятствуют адекватному определению уровня экономического развития империи в целом. И особенно важно, что полученные результаты никак не могут быть объяснены только наличием или отсутствием крепостного права в том или ином регионе России.

Добавлено: 19 июля 2020
Статья
Замятин Д. Н. Уральский исторический вестник. 2016. № 2 (51). С. 17-26.

В статье исследуются процессы формирования пространственных антропологий путешествий на основе онтологических моделей воображения. Рассматривается понятие постномадизма и его интерпретации применительно к онтологической проблематике путешествий. Анализируются экзистенциальные качества пространства путешествия в контексте особенностей передвижения и кочевания. Выявляется специфика понимания концепта путешествия в рамках пространственной антропологии и метагеографии (постгеографии). Путешествие онтологически трансформирует понятия пространства и движения, способствуя формированию гибридных, смешанных, синтетических концептов, описывающих и характеризующих динамические геоимажинальные картины мира. Путешествие, осознаваемое через «призму» постномадизма, может рассматриваться как экзистенциальный опыт сопространственности, постномадизм – это стремление вообразить и осмыслить путешествие как тотальную экзистенцию пространственности, понятой онтологически как сопространственность. Постномадизм оказывается онтологическим «симптомом» и феноменологической «лакмусовой бумажкой» для идентификации актуального проблемного поля исследования пространственностей на стыке двух ключевых групп дискурсивных дисциплин – постгеографий (или, в более привычном ракурсе – метагеографий) и (новых) пространственных антропологий. Пространственные антропологии, в нашем понимании, направлены на пионерное изучение «вертикальных» аспектов антропности, непосредственно связанной с переживанием и осмыслением пространственности. Постгеографии имеют дело, как правило, с образно-географическим структурированием новых пространственных реальностей. Постномадизм, в этом концептуальном контексте, оказывается ключевой темой, на примере и с помощью которого могут быть разработаны базовые когнитивные инструменты и процедуры изучения альтернативных онтологий земного пространства.

Добавлено: 17 октября 2016
Статья
Керов В. В. Уральский исторический вестник. 2018. № 2(59). С. 22-29.

В статье содержится попытка применения концепции А. Дж. Тойнби «вызова истории» к России XVII–XIX вв. Сравниваются реализованные в истории варианты ответа на такой вызов — петровский гипермеханический и старообрядческий. В результате деятельности Петра I при низком уровне медиационных потенций и высокой скорости изменений фактически ограниченное обновление социума сопровождалось его деградацией и замедлением развития. По словам В. Н. Топорова, при Петре I был полностью утрачен шанс на «органическое развитие русского общества». Не было создано экономики, основанной на новых современных принципах. Ответ староверов на вызовы истории был основан на переосмыслении православной традиции в новых цивилизационных условиях и на развитии доктринальных положений допетровской трудовой этики, а также сложившихся ранее установок российского крестьянства и городских слоев. Фактическое социальное новаторство староверов на ранних этапах модернизации общества имело значительно большее распространение и в этом смысле эффективность, чем государственные усилия. В результате старообрядчество по отношению к государственной модернизации представляло собой реализацию параллельной и альтернативной модели национальной модернизации — нонэтатистской по характеру, основанной на традиции и реализованной вне европейской системы ценностей.

Добавлено: 12 ноября 2018
Статья
Хлевнюк О. В. Уральский исторический вестник. 2017. Т. 56. № 3. С. 71-80.

В статье рассматриваются основные тенденции развития историографии советской истории 1930-х — начала 1950-х гг., периода, ознаменованного формированием военно-мобилизационной системы и утверждением единоличной диктатуры И. В. Сталина. Характерной чертой последних двадцати лет является кардинальное расширение источниковой базы исследований советского периода. «Архивная революция», т. е. открытие значительной части архивов советских партийно-государственных учреждений, дополняется введением в научный оборот документов личного происхождения из семейных собраний. Связанные с «архивной революцией» и с возросшим интересом к социально-культурным аспектам историографии современные работы по советской истории нацелены на изучение реальных практик социального, экономического, политического, культурного, национального развития, на исследование малоизвестных явлений и событий. Расширяется применение междисциплинарного подхода, а также интеграция различных направлений внутри самой историографии советского периода. Вместе с тем в современном историографическом процессе обнаружились новые лакуны: преобладание интереса к социально-культурным проблемам в ущерб иным направлениям, прежде всего экономической истории, неравномерность исследования различных исторических этапов, слабое внимание к качественным параметрам развития. Преодоление таких историографических разрывов позволит определить перспективы исследования советской истории сталинского периода.

Добавлено: 24 августа 2017
Статья
Почекаев Р. Ю. Уральский исторический вестник. 2019. № 3. С. 24-30.

В статье анализируются отношения Российской империи с казахами в начале 1730-х гг. — на первом этапе вхождения Младшего жуза в состав России. Этот период характеризуется неопределенностью отношений между имперскими властями и казахскими вассалами, отсутствием целенаправленной политики России в Казахской степи. Одним из последствий подобного подхода стало нападение казахов в начале 1732 г. на экспедицию российского полковника И. Г. Гербера, направлявшегося с дипломатической миссией в Хиву и Бухару. Сначала казахские правители представляли это событие как результат действий своих непокорных подданных, но позднее приняли на себя ответственность за нападение. По мнению автора, этот эпизод стал одной из причин активизации имперской политики в Казахстане и учреждения Оренбургской экспедиции, руководство которой получило широкие полномочия по взаимодействию с казахами. Постепенная интеграция казахов в политико-правовое пространство Российской империи осуществлялась посредством фронтирной модернизации, со временем приведшей к радикальным изменениям в политическом, правовом и социальном устройстве казахского общества.

Добавлено: 19 августа 2019
Статья
Хлевнюк О. В. Уральский исторический вестник. 2019. Т. 64. № 3. С. 134-141.

В статье анализируется феномен уличной торговли в 1990-е гг. в контексте российского тран- зита к рыночной экономике. Получив широкое распространение после Указа президента Б. Н. Ельцина о свободе торговли (29 января 1992 г.), эта отрасль российской экономики иг- рала важную роль. В статье рассматриваются взаимосвязанные вопросы: в чем заключались предпосылки принятия Указа от 29 января 1992 г.? какие социально-экономические зада- чи уличная торговля решала на первом этапе реформ? как воспринималась она российским обществом? как и под воздействием каких факторов происходила эволюция уличной тор- говли? Показано, что в качестве органичной части российской модели раннего капитализма уличная торговля выполняла важные функции: способствовала демонополизации торговой системы, поддерживала малообеспеченных покупателей (большинство населения), абсор- бировала растущую безработицу. Вместе с тем свободная торговля, порожденная Указом от 29 января 1992 г., и ее последующие модификации были одним из феноменов первоначаль- ного, нередко криминального российского капитализма.

Добавлено: 28 августа 2019
Статья
Купцова О. Н. Уральский исторический вестник. 2018. № 2. С. 78-86.

Статья посвящена художественному картографированию А. Н. Островского, центром драматургической карты которого с первых и до последних пьес оставалась Москва как единственная столица (Петербург фактически отсутствует в его драматургии). Напряжение, столкновение статики – движения; старого – обновляющегося; азиатского – европейского строится у Островского через сравнение «московского» и «замоскворецкого» (оппозиция возникает внутри одного города, а не в паре Москва-Петербург) и в масштабах России – «московского» (столичного) и «губернского/уездного» (провинциального). В художественном мире Островского Замоскворечье – не столько существующий московский район, сколько «сборный», литературный (часто сказочно-фольклорный) внеисторический образ Москвы. В волжском цикле пьес Островский создает несуществующие города в верховьях реальной реки Волги: губернский (Бряхимов) и уездный (Калинов). Искусственное именование уездного Калинова и прецедентное имя губернского Бряхимова (исторического города волжских булгар) объединяет азиатская составляющая. Художественная картография Островского скрыто полемична. «Несуществующий» Петербург, никак не влияющий на общий ход российской жизни и на однородность российского пространства, – своеобразный вклад Островского в «петербургский текст» русской литературы. «Замоскворецкая Азия» (метонимически представляющая всю Москву) и «азиатские» волжские города Калинов и Бряхимов – реплика в спорах славянофильского окружения драматурга.

Добавлено: 5 мая 2020