• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Инвестиции среднего класса в человеческий капитал: потребление платных услуг в области образования и медицины

Вопросы экономики. 2020. № 11. С. 69-85.
Пишняк А. И., Горяйнова А. Р., Назарбаева Е. А., Халина Н. В.

Тема среднего класса вновь стала актуальной в последние годы в связи с необходимостью найти драйверы экономического роста и обеспечить социальную стабильность общества. Ожидания, которые возлагают на средний класс, нередко представляются избыточными и противоречивыми, однако по ряду параметров этот слой российского общества действительно отличается от других. В статье исследуется роль среднего класса как провайдера изменений и новых стандартов потребления через практики инвестирования в человеческий капитал. Анализировалось потребление платных услуг в сфере образования и здравоохранения как в динамике за почти 20-летний период, так и на данных тематического исследования российского среднего класса, проведенного в 2018 г. Оценки показывают, что он активно наращивает инвестиции в человеческий капитал в благоприятных экономических условиях и пытается сохранить уровень потребления в периоды кризиса, оставаясь лидером потребления указанных услуг. Построена факторная модель инвестиционного поведения среднего класса, выявляющая дифференциацию поведения различных групп в его составе.