• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Социально-экономическая композиция школы как фактор воспроизводства неравенства в образовании

По результатам зарубежных исследований социально-экономическая композиция (СЭК) является одним из главных факторов образовательного неравенства на уровне школы. Предполагается, что школьная композиция имеет самостоятельный вклад в формирование академических достижений сверх индивидуальных характеристик школьников. Тем не менее, методология большинства работ ставит под сомнение существование подобного эффекта. 

Цель данного исследования заключается в оценке причинно-следственной связи между школьной социально-экономической композицией и академическими достижениями учащихся. На данных панельного исследования ТрОП применяются методы многоуровневого регрессионного анализа и отбора подобного по вероятности (PSM) для оценки эффекта от одного года обучения в старшей школе с низкой композицией по сравнению со школой с высокой композицией. Сопоставляются размеры эффекта, полученные корреляционным и квази-экспериментальным методом. 

Результаты проведенного анализа подтверждают, что школьная социально-экономическая композиция является одним из ключевых факторов формирования неравенства среди российских школ. При этом неравенство в разрезе школьной композиции не в полной мере совпадает с территориальным. Оценка эффекта от года обучения в 9ом классе демонстрирует, что учащиеся с одинаковыми индивидуальными характеристиками могут потерять до четверти стандартного отклонения в баллах PISA 2012 при попадании в школу с низкой композицией. С другой стороны, обучение в школе с высокой композицией привело бы тех же самых школьников к более высоким академическим достижениям к концу 9ого класса. Негативный эффект выявлен одновременно для двух предметных областей, что позволяет выдвинуть гипотезу о систематическом воздействии социально-экономической композиции на образовательные результаты в целом. В заключении работы обсуждается практическая и научная значимость полученных результатов, а также формируются основные направления дальнейших исследований в данной области.