• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Курильница как коммуникативный феномен: история одного музейного экспоната

Музей. Памятник. Наследие. 2019. № 2(6). С. 72-92.

Статья посвящена вопросам атрибуции и интерпретации одного артефакта из экспозиции дома-музея А.И. Герцена – фарфоровой курильницы, созданной на Императорском фарфоровом заводе в последней трети XIX в. При минимальном объеме документальных сведений автор исследует провенанс артефакта и стремится расшифровать его символическую коннотацию. Автор рассматривает культурно-историческую среду бытования музейного предмета у его предполагаемых и реальных владельцев.  Цель исследования –  попытаться понять язык артефакта и его возможности выступить источником сведений о исторических персонах и событиях, и таким образом объяснить его создание, далеко выходящее за рамки функционального назначения. Автор изучаемого предмета – главный модельмейстер Императорского фарфорового завода Артур Шпис – свое творчество посвятил созданию предметов сервировки стола и убранства интерьеров. Но данный артефакт, по мнению автора статьи, выходит за рамки традиционных жанров фарфорового производства и связан с политическими и общественными процессами, характерными для России второй половины XIX в. В центре внимания автора коммуникативное назначение объекта, которое представляется гораздо шире, чем его функциональная денотация. Данный музейный предмет впервые стал объектом исследования, подробная информация о нем впервые вводится в научный оборот. Это новый материал в отечественном искусствознании и коммуникативистике.