Статья
Bistable Perception Is Biased by Search Items but Not by Search Priming
В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.
Статья посвящена теории двусложности Р. Уоллхейма и трактовке изобразительной репрезентации в рамках аналитической философской традиции. Уоллхейм указывал на структурное отличие восприятия изображений от видения объектов и ситуаций лицом к лицу, отстаивая теорию видения-в и двусложности. Эта концепция предполагает сдвоенное, одновременное видение объекта репрезентации и материальной поверхности изображения. Помимо реконструкции данной теории, указания на ее ограниченность областью художественных изображений и краткого обзора критики, в статье предлагается интерпретация, основанная на пространственных версиях трактовки двусложности (Б. Нэнэй, Дж. Кульвицки), а также на привлечении различия между репрезентационным содержанием и фигуративным содержанием визуальных изображений. Первый тип содержания включает все пространственные отношения, которые можно увидеть в изображении, а второй – всё, что можно увидеть в изображении и описать неабстрактными понятиями. Уоллхейм не использовал это различие в своих работах по двусложности, но оно позволяет вывести достаточно взвешенное определение двусложности как единого визуального переживания изобразительной поверхности (материального предмета в пространстве смотрящего) и репрезентационного содержания (значащих пространственных отношений – того, что мы видим в изображении). Избавляя подход Уоллхейма от психологизма, но сохраняя его фокус на визуальности, эта интерпретация может служить полезным инструментом нередукционистского описания изобразительного опыта и онтологической двойственности изображений. Кроме того, она предоставляет возможности для использования теории Уоллхейма за пределами контекста аналитической философии изображений, сближая её с проблематикой феноменологических и герменевтических теорий образа.
It is well known, that even in optimal conditions animals and humans make spontaneous errors which are the most prominent manifestations of attention system failures. Our goal was to investigate the causes of attention system failures in normal state of arousal and without distracting objects. We have designed a new task which allows to answer the following question: which stage of sensory processing is compromised during attention lapses?
Recent events in Ukraine and Russia and the subsequent incorporation of Crimea into the Russian state, with the support of some circles of inhabitants of the peninsula, have shown that the desire of people to belong to the Western part of Europe should not automatically be assumed. Discussing different perceptions of the Ukrainian-Russian war in neighbouring countries, this book offers an analysis of the conflicts and issues connected with the shifting of the border regions of Russia and Ukraine to show how ’material’ and ’psychological’ borders are never completely stable ideas. The contributors – historians, sociologists, anthropologists and political scientists from across Europe – use an interdisciplinary and comparative approach to explore the different national and transnational perceptions of a possible future role for Russia.
Исследованы особенности обработки информации в мозге человека в процессе восприятия слуховых стимулов, которые проявляются в поздних когнитивных компонентах вызванных потенциалов N2 и P3, - в зависимости от степени согласованности данных трех опросников темперамента.
"Когнитивный" компонент вызванного потенциала P3 изучен в очень большом количестве работ, однако подавляющее большинство исследований выполнено на человеке, а физиологический механизм и психологический смысл компонента P3 до сих пор остаются спорными.
Полученные результаты соответствуют данным литературы (Arthur, Starr, 1983; Ehlers, Somes, 2002; O’Connor, Starr, 1985; Wang et al., 1997) о том, что у животных выявляется P3‑подобный компонент слухового ВП, аналогичный компоненту P3 человека.
Как на кролике, так и на человеке впервые выявлена единая закономерность: успешная детекция хорошо различимых стимулов связана с относительно более высокой амплитудой P3. Предположительно, внутренняя причина связи двух феноменов лежит в уровне вовлечения активирующих систем мозга, прежде всего – холинергической (Чернышев, 2005; Wang et al., 1997). Полученные результаты согласуются с представлениями о компоненте P3 как корреляте осознанного восприятия (Dehaene, Changeus, 2011).
В статье исследуется возможность приложения уровневого подхода к исследованиям внимания. Из теоретических посылок уровневого подхода к познанию и психологии внимания, а также из эмпирических данных выводятся 4 базовых принципа уровневой архитектуры внимания. Предлагается вариант программы эмпирических исследований внимания, диктуемый логикой уровневого подхода. Наконец, на основе экспериментальных данных, полученных с применением различных методиках, дается 5(уровневая модель организации процессов внимания. Приводятся примеры эмпирических исследований автора, интерпретируемых в рамках уровневого подхода: в первом демонстрируется действие одного из заявленных базовых принципов - принципа избыточности - в задаче на зрительное обнаружение; во втором - различия в эффективности запоминания одного и того же материала и в переживаниях субъективной уверенности мнемических суждений, в зависимости от ведущего уровня внимания, на котором решалась задача.
Рассматривается влияние дистрактора (стимула, который в определенный момент является нерелевантным и игнорируется) на эффективность решения задач. Показано, что в зависимости от условий задачи и связи с целевым стимулом любой дистрактор может давать два противоположных эффекта: отрицательный - интерференцию - и положительный - эффект избыточности. Приводится классификация эффектов дистрактора по одному из возможных оснований - источнику дистрактора: эффекты, связанные с сенсорными входами; иерархические эффекты; корреляционные эффекты. Обсуждается вопрос о возможности уровнево-иерархической связи между тремя классами эффектов.
В статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копинг-стратегий человека.
Книга посвящена крайне актуальной теме – психотерапии супружеских пар. Современный брак уже несколько десятилетий находится в кризисе: семьи распадаются, все больше людей вообще не создают семьи. В тоже время люди отнюдь не утратили потребность быть в паре и все таке испытывают дискомфорт от одиночества. Описаны современный подходы к психотерапии пар, представлена их типология. Приведены техники психолгической помощи супржеским парам, затронуты вопросы психотерапии развода, работы с семьями, страдающими от алкоголизма своих членов, проблемы изменения климата после рождения ребенка…
Тема статьи - описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.
Сборник материалов международного форума по социально-культурной анимации, включающий в т.ч. современные проблемы высшего образования в различных странах.
Представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам современной психологии личности и социального взаимодействия. При широком тематическом разнообразии их объединяет методологическая идея личности как субъекта, реализующегося в контексте учебной и профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Адресуется профессиональным психологам – исследователям, преподавателям, практикам, а также студентам, магистрантам и аспирантам психологических специальностей. Может быть рекомендован специалистам философского и социогуманитарного профиля, а также всем читателям, интересующимся проблемой личности.