• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Развитие критического мышления в современном российском обществе: что дает университет?

Важность развития кри­тического  мышления  признана  чле­нами всех общественных институтов. Особенно  подчеркивают  необходи­мость наличия навыков критического мышления представители рынка труда, для которого готовит кадры в основном  система  высшего  образования.  Поэтому перед вузами стоит задача сформировать у выпускников необхо­димый уровень критического мышле­ния. Но несмотря на широкое призна­ние важности развития критического мышления, в России проводится мало исследований,  направленных  на  из­учение условий, способствующих раз­витию этого навыка. Согласно резуль­татам  зарубежных  исследователей,  для развития критического мышления необходимы участие студентов в про­ектной деятельности (как групповой, так и индивидуальной) и выступления с  презентациями.  Учитывая  культур­ные различия российских и западных студентов, а также различия в образо­вательных традициях в России и за ру­бежом,  затруднительно  напрямую  переносить  результаты  зарубежных  исследований  на  российскую  дей­ствительность. Целью данной статьи является исследование связи проект­ной деятельности студентов и выступ­лений с презентациями с развитием критического мышления в российских вузах.  Исследование  проводилось  на  результатах  проекта  SuperTest,  в рамках которого сравнивались об­разовательные достижения студентов инженерных  специальностей  техни­ческих  вузов  России,  Китая  и  США.  С помощью регрессионного анализа было  доказано,  что  ситуация  в  рос­сийских вузах отличается от ситуации за рубежом: в нашем случае уровень развития  критического  мышления  отрицательно  связан  с  проектной  деятельностью студентов и выступле­ниями с презентациями.