• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

О чеховском фоне «Стихотворений Юрия Живаго» Б.Л. Пастернака

Гельфонд М. М., Мухина А. А.

Статья посвящена рецепции рассказов А.П. Чехова «Святою но-
чью», «Студент» и «Архиерей» в цикле Б.Л. Пастернака «Стихотворения Юрия
Живаго». Свидетельства современников о внимании Пастернака к ним – важ-
ное, но еще не достаточное основание для утверждения взаимосвязи. В работе
предпринимается попытка прочтения живаговского цикла на фоне трех чехов-
ских рассказов, объединенных пасхальным сюжетом и хронотопом. В первой ча-
сти работы рассматривается концепция «страшного промежутка» (Б.Л. Пастер-
нак) – бытования земли, оставшейся без Христа, – в рассказах Чехова и лирике
Пастернака. Здесь отмечается сходство частных моментов: ощущения пустоты,
переживаемого всей природой, прикосновения, возвращающего веру в преодоле-
ние смерти. Далее рассматривается стихотворение Пастернака «На Страстной»
в сопоставлении с рассказом Чехова «Святою ночью». Показано, что их общие
мотивы – ночная мгла, звезды, тревога, сон и пробуждение земли, колокольный
звон, слезы – обусловлены не столько единством реалий, сколько сознательным
обращением Пастернака к Чехову. Стихотворение «Гефсиманский сад» сопостав-
ляется с рассказом «Студент» на основе общего предмета изображения – послед-
ней земной ночи Иисуса, при этом показано, что воздействие чеховского рассказа
на стихотворение Пастернака оказывается едва ли не более значительным, чем ис-
ходный евангельский сюжет. С несколько меньшей степенью уверенности можно
говорить о влиянии образа Николая – героя рассказа «Святою ночью» – на образы
Юрия Живаго и его дяди Николая Веденяпина. Множество частных совпадений
между стихотворениями живаговского цикла и чеховскими рассказами свидетель-
ствуют о близости мировоззрения Чехова и Пастернака, в частности – о системе
их историософских взглядов, в которой отправной точкой бытия человечества
оказывается Евангелие, а итоговой целью – обретение бессмертия.