• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Мозаика из самого себя: эмблематический метод "Опытов" Мишеля де Монтеня

Данная статья предлагает рассмотрение текста «Опытов» М. де Монтеня с точки зрения эмблематики XVI в. и эмблематических механизмов конструирования смысла. Филологический анализ текста произведения демонстрирует, как ключевые черты эмблематического выражения получают своё выражение в уникальной текстуре «Опытов», в особенности на материале глав III книги. На основании лингвистического и семиотического анализа данная работа обосновывает приверженность Монтеня эмблематическим способам выражения значения. На основании изучения монтеневской практики exempla (примеров) в статье показывается её связь с уникальным использованием семантики слова «emblème» в тексте 9 главы III книги, а также устанавливаются сходства и отличия эссе Монтеня с комментариями в книге эмблем его современника Дионисия Лебей-Батильи. Статья также демонстрирует ключевые характеристики сентенций в тексте «Опытов»: так, многие заглавия книги эксплицируются в качестве эмблематических inscriptiones.  Утверждается, что все эти типологические и функциональные схождения с эмблематикой позволяют говорить об «Опытах» как о произведении параэмблематической литературы. В заключительной части статьи проведён анализ особой текстурности монтеневского нарратива, который имеет черты эмблематического модуса выражения: ряд фрагментов книги эксплицирован как особая «дискурсивная эмблема», не имеющая визуального выражения, однако демонстрирующая эмблематический эффект. На основании лингвистического анализа показывается, что Монтень мыслит своё произведение как особого рода «мозаику» или инкрустацию, из сочетания деталей которой (эмблем) должно проступить его «эмблематическое лицо». В заключении делается вывод, что представляющийся хаотическим текст «Опытов» предполагает наличие имплицитной структуры, которая выстраивается при помощи сочленения и сопряжений особых дискурсивных единиц эмблематического характера.