?
Высшее образование для людей с инвалидностью в России: на пути к инклюзивному формату
В статье дано описание современного российского образовательного «ландшафта», где происходит реализация людьми с инвалидностью своего права на образование. На основе информации, представленной в мониторинге Министерства образования и науки РФ (данные за 2015 г.), для анализа моделей обучения в российских вузах студентов с инвалидностью были выбраны вузы, в которых обучается 30 и более студентов с инвалидностью. Данные из мониторинга МОН были дополнены информацией с сайтов этих образовательных организаций. Выяснилось, что большинство этих вузов не имеют (или не обозначают) ориентации на учет образовательных потребностей студентов с инвалидностью и четко артикулированного формата их обучения. Вузы, реализующие модели специализированного, интегрированного инклюзивного обучения и «переходную» от специализированного к инклюзивному, отличаются наибольшей систематичностью в подходе к обучению студентов с инвалидностью. Однако такие вузы не составляют большинство. Результаты анализа дают основания для заключения, что в настоящее время в нашей стране наличие системы по обучению студентов с инвалидностью и инклюзивность в частности являются скорее свойствами отдельных вузов, чем института образования в целом.