• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Политический контекст наррации с Wert-терминологией К.Маркса: стоимость vs ценность.

В работе рассматриваются смысловые модели, определяющие   практики русского перевода ключевой терминологии К.Маркса, а также вытекающие последствия выбора упрощающей интерпретационной стратегии такого перевода и обуславливающую ее политическую прагматику: это запрос на научную концепцию, отвергающую перспективу капиталистического развития, а также цели пропаганды и политического просвещения. В «каноническом» переводе, закрепленном изданием Института марксизма-ленинизма (1937 г.), термины der Wert (ценность, значение, стоимость, достоинство), das Wertding (ценная вещь), die Wertgegenstaendlichkeit (ценностная предметность) переводились как «стоимость». А две принципиально различные стороны товара der Gebrauchswert (ценность как полезность – качественная характеристика, не выразимая количественно) и der Tauschwert (меновая ценность, способность пропорционально обмениваться) переводились, соответственно, как «потребительная» и «меновая» стоимости. Такая трактовка легла в основу дискурсивных практик в образовании, общественных науках, публицистике.

Другие версии, использующие термин «ценность», были фактически изъяты из научного обихода. Однако, и до революции, и в советское, и в наше время неоднократно обращалось внимание на то, что «стоимостная парадигма» существенно редуцирует анализ рыночных отношений и контекстов. Это подтверждает и обращение к оригинальным текстам первого и второго изданий «Капитала».

История дискуссии относительно адекватности перевода терминологии, использованной К.Марксом в «Капитале» не только поучительна, но имеет важные перспективы. В наши дни вопрос перерос рамки спора о словах. Проблемы неолибералистского маржинализма, выход на первый план социально-культурных (неоинституционализм, «culture matters»), психолого-коммуникативных (Р.Талер) факторов экономических отношений выявляют несостоятельность редукции ценности к стоимости.  При этом ценностная природа рыночных отношений важна как в концепциях типа «глобальных ценностных цепочек» (М.Портер, Г.Джереффи), так и в практиках преобразующего инвестирования (Impact Investing), в том числе – на платформе блокчейна. Это вынуждает вернуться к концептуальному содержанию исходных терминов и переосмыслению практики соотвествующей наррации.