• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Мережковский, или Актуализация религиозно-философских смыслов европейской культуры

Вопросы философии. 2019. № 8. С. 124-133.
Кантор В. К.

Статья посвящена судьбе одного из крупнейших мыслителей и писа-
телей конца XIX – середины XX вв. Дмитрия Мережковского, созда-
теля романной трилогии «Христос и Антихрист», трактата, потрясше-
го всю Европу, «Л. Толстой и Достоевский», творца смыслов Сереб-
ряного века. Интерес автора сосредоточен на идее второго, христиан-
ского Возрождения, которое, по Мережковскому, должно учесть опыт
Ренессанса; оно «найдет Святую Плоть», обращая сознательные уси-
лия не в предшествующую, языческую эпоху, а непосредственно в са-
мо христианство. Второе Возрождение он видел именно в возможно-
стях образного строя русской литературы, проникнутой веяниями но-
вого таинственного «христианства Иоаннова». Мережковский раньше
Шестова обозначил русскую литературу как русскую философию
в цикле культурфилософских статей – «Грядущий хам», «Больная
Россия», «Пророк русской революции», воспринятых современниками
как откровение новой эпохи. Следом за Иоахимом Флорским Мереж-
ковский актуализировал идею Третьего Завета. Эта актуализация ока-
зала огромное влияние на социум и культуру европейских стран. Ав-
тор показывает, что Мережковский как будто проверяет христианство
на возможность сохранения и реализации свободы человека. Мысли-
тель утверждает, что христианство потеряло саму идею свободы, по-
этому Ницше прав, выступая со своим «Антихристом» против христи-
анской церкви. В статье показано, что идея Третьего Завета Иоахима
Флорского, воспринятая Мережковским, будет способствовать воз-
вращению свободы христианству тогда, когда будет открыт путь ко
второму Возрождению. Всякая идея претерпевает изменения в умах
сторонников. В статье отмечено, что вместо свободы в идее Третьего
Завета нацисты увидели идею Третьего Рейха. Судьба Мережковского
в эпоху нацизма и большевистского тоталитаризма стала бесконечным
бегством. Автор приходит к заключению, что идея свободы, которая
должна была реализоваться в Третьем Завете Мережковского, была
ответом интеллектуала и литератора на практики тоталитарных струк-
тур идеократии ХХ в.
*