• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Дополнительное образование школьников: функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты

Вопросы образования. 2019. № 2. С. 241-261.

С  целью проанализировать представления родителей школьников о функциях дополнительного образования, выявить стратегии выбора тех или иных вариантов дополнительного образования, которых придерживаются семьи, и  результаты, которых они ждут, проведены анкетный опрос (6648 респондентов), а также полуформализованные интервью с родителями школьников в  российском мегаполисе. Авторы исходят из  представления о  негомогенности школьного дополнительного образования с  точки зрения решаемых задач и  ожидаемых результатов. На  основе эмпирических данных рассматриваются компенсирующая и  развивающая функции дополнительного образования. Компенсирующая функция заключается в  восполнении недостатков школьного образования и  предполагает занятия по  школьным предметам. Развивающее дополнительное образование выходит за  пределы школьной программы и  делает образовательное пространство ребенка более разнообразным. На основе анализа интервью выделены две основные стратегии, которых придерживаются семьи при выборе развивающих дополнительных занятий: ориентированная на  развитие «гибких» навыков, т. е. метапредметных компетенций, и  ориентированная на развитие «жестких» навыков, т. е. на получение специальных знаний в институциональных рамках. Ключевые слова: школа, дополнительное образование, семья, вовлеченность детей в  дополнительное образование, компенсирующая функция дополнительного образования, развивающая функция дополнительного образования.