• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Дилемма выбора меньшего зла: две методики исследования

Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 146-157.

Представлен методический подход к изучению решения людьми моральных дилемм в си-
туациях вынужденного (драматического, трагического) выбора меньшего зла при спасе-
нии жизни людей, исходящий из следующих представлений: 1) ключевую роль в ситуациях
моральных дилемм играет взаимодействие мышления и эмоций личности; 2) необходи-
мо предоставить человеку возможность раскрыть часть сложности своего внутреннего
мира: мышления, в том числе творческого, ценностей и эмоционального отношения к
происходящему, путем осуществления выбора из заданных альтернатив, его обоснова-
ния и/ или предложения собственных решений. Описаны две методики: модификация
задачи «Азиатская болезнь» Д. Канемана и А. Тверски и авторская методика «Мост». В них
участникам исследования предоставляется возможность проявить более широкую соб-
ственную личностную и творческую активность, чем та, которая задается требованием
выбора только между уже заданными кем-то опциями: предложить собственные реше-
ния, выразить отношение к содержанию моральной дилеммы и к себе – решателю. Та-
ким образом, обсуждаемые методики переводятся из парадигмы «принятие решения»
(decision making) в парадигму «решение проблем» (problem solving), позволяя в некото-
рых случаях участникам не только решать, но и формулировать проблему той или иной
обобщенности. Проведены исследования с применением данных методик: большинство
участников давало ответы, апеллирующие к мировоззренческому, ценностно-смыслово-
му, эмоциональному измерению ситуации, предлагаемого выбора и показывающие рас-
смотрение и осмысление сложной проблемной ситуации в ее различных вариантах. При
этом у некоторых участников исследований развертывалась инициативная саморефлек-
сия по поводу своих мировоззренческих принципов, личностных черт, интеллектуальных
особенностей, мыслей, эмоций, никак не побуждаемая со стороны другого человека (ис-
следователя), и, вероятно, выполняющая функции внутренней поддержки принимаемых
решений и экспликации оснований этих решений для других людей.