?
Проблемы в процедуре наделения полномочиями судей, угрожающие их независимости
Настоящая статья является, согласно замыслу автора, продолжением исследования в этом направлении и представляется в качестве очередной публикации из цикла работ, посвященных различным направлениям регулирования статуса и деятельности судей в контексте обеспечения их независимости[1].
Значение принципа независимости судебной власти при осуществлении своей основной функции – правосудия для государства, провозгласившего себя в качестве правового и демократического, стремящегося к подлинному соблюдению прав и свобод граждан, трудно переоценить. Его наличие и разумная реализация способствует объективному и беспристрастному правосудию, что, как правило, провозглашается в качестве основной цели каждого нового реформирования судебной системы. Однако изменения последних лет, вводимые в судебную систему, в большинстве своем были направлены на усиление институциональной независимости, оставляя без должного внимания индивидуальную – судейскую. Однако практика показывает, что одно тесно взаимосвязано с другим и недостижимо в отдельности.
Ввиду этого особое значение приобретает этап формирования судейского корпуса, а именно, процедура наделения полномочиями судьи лиц, соответствующих установленным требованиям для кандидатов. Данный порядок представляет собой многоуровневую конструкцию, состоящую как из целого ряда формально закрепленных проверочных мероприятий и фильтров, так и из непредусмотренных напрямую законодательством, но активно применяемых на практике ограничений.
В работе выявлены проблемы организационного свойства, связанные с порядком формирования органов судейского сообщества и функционального характера, раскрывающие неоднозначную природу порядка наделения судейскими полномочиями, а также сформулированы предложения по их преодолению в интересах укрепления гарантий независимости судей.
[1] Первая работа из данного цикла: Михайлов В.К. Отдельные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, как угроза независимости судебной власти // Администратор суда. 2019. № 1. С. 3 - 7.