• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Способность прощать и домашняя среда как аспекты межличностного взаимодействия

Цель. Исследовать способность личности к прощению в связи с характеристиками дружественной домашней среды.

Контекст и актуальность исследования. Статья продолжает цикл работ, посвященных роли домашней среды в межличностном взаимодействии. Повседневное общение связано с распределением разных ресурсов; этот процесс требует личностных качеств, обеспечивающих толерантное отношение к нарушениям справедливости.

Дизайн исследования. На первом этапе исследования была осуществлена психометрическая подготовка русскоязычной Шкалы прощения Хартланд; на втором этапе в корреляционном исследовании устанавливалась связь качеств дружественного дома и способности его обитателей к прощению.

Выборка. 590 студентов (M=18,7, SD=1,1, 477 девушек и 113 юношей).

Методы. Многошкальные опросники Функциональность домашней среды, Релевантность домашней среды и Привязанность к дому.

Результаты. Русскоязычная версия Шкалы прощения Хартланд включает две субшкалы —Готовность к прощению и Отсутствие руминаций — и обладает хорошей надежностью. Результаты основного исследования оказались гендерно сензитивны. В группе девушек характеристики дружественного дома положительно связаны со способностью прощать, а в группе юношей — отрицательно. Наибольшее количество связей образовано функциональными характеристиками дома; в группе юношей — также привязанностью к дому.

Выводы. В отношении юношей дом реализует усиливающую функцию, а в отношении девушек — облагораживающую; для развития способности прощать юношам показана сепарация от дома. Вклад домашней среды в развитие способности прощать обусловлен контекстом развития человека: и прощение, и непрощение представляют собой адаптивные феномены, важные для решения социальных задач, содержание которых задано полом респондентов.