• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Способность к прощению и домашняя среда как аспекты межличностного взаимодействия

Статья продолжает цикл работ, посвященных роли домашней среды в развитии личностных качеств, необходимых для межличностного взаимодействия. Повседневное общение часто связано с распределением разного рода ресурсов; этот процесс требует личностных качеств, не только способствующих восприимчивости к справедливости, но также стимулирующих толерантное отношение к ее нарушениям. В связи с характеристиками дружественной домашней среды рассматривается способность к прощению. Выборка включала 590 студентов (M=18,7, SD=1,1, 477 девушек и 113 юношей). Использовались многошкальные опросники Функциональность домашней среды, Релевантность домашней среды и Привязанность к дому. Была осуществлена психометрическая подготовка русскоязычной шкалы Способность к прощению Хартланд, в результате адаптации и проверки факторной структуры включающая две субшкалы (Готовность к прощению и Отсутствие руминаций) и обладающая хорошей надежностью. Результаты продемонстрировали высокую гендерную сензитивность. Обнаружено, что в группе девушек характеристики дружественного дома положительно связаны со способностью прощать, а в группе юношей – отрицательно. Наибольшее количество связей образовано функциональными характеристиками дома, а в группе юношей – также привязанностью к дому. Констатируется, что в отношении юношей дом реализует усиливающую функцию, а в отношении девушек – облагораживающую; для развития способности прощать юношам показана сепарация от дома. Делается вывод о том, что вклад домашней среды в развитие способности прощать обусловлен контекстом развития человека. И прощение и непрощение представляют собой адаптивные феномены, важные для решения межличностных и социальных задач, содержание которых задано полом респондентов. Результаты согласуются с концепциями морального развития Л. Кольберга и К. Гиллиган.Статья продолжает цикл работ, посвященных роли домашней среды в развитии личностных качеств, необходимых для межличностного взаимодействия. Повседневное общение часто связано с распределением разного рода ресурсов; этот процесс требует личностных качеств, не только способствующих восприимчивости к справедливости, но также стимулирующих толерантное отношение к ее нарушениям. В связи с характеристиками дружественной домашней среды рассматривается способность к прощению. Выборка включала 590 студентов (M=18,7, SD=1,1, 477 девушек и 113 юношей). Использовались многошкальные опросники Функциональность домашней среды, Релевантность домашней среды и Привязанность к дому. Была осуществлена психометрическая подготовка русскоязычной шкалы Способность к прощению Хартланд, в результате адаптации и проверки факторной структуры включающая две субшкалы (Готовность к прощению и Отсутствие руминаций) и обладающая хорошей надежностью. Результаты продемонстрировали высокую гендерную сензитивность. Обнаружено, что в группе девушек характеристики дружественного дома положительно связаны со способностью прощать, а в группе юношей – отрицательно. Наибольшее количество связей образовано функциональными характеристиками дома, а в группе юношей – также привязанностью к дому. Констатируется, что в отношении юношей дом реализует усиливающую функцию, а в отношении девушек – облагораживающую; для развития способности прощать юношам показана сепарация от дома. Делается вывод о том, что вклад домашней среды в развитие способности прощать обусловлен контекстом развития человека. И прощение и непрощение представляют собой адаптивные феномены, важные для решения межличностных и социальных задач, содержание которых задано полом респондентов. Результаты согласуются с концепциями морального развития Л. Кольберга и К. Гиллиган.