?
ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
Проблема и цель. Статья представляет собой первый этап исследования: постановка проблемы обучения иноязычной письменной речи как социальной практике в вузе в современных условиях изменяющегося образовательного контекста России. Цель нашего исследования – про-анализировать ценностные установки и уровень мотивации, сформированность умений само-стоятельности и (само)рефлексии, умений письменной речи, которые в совокупности характе-ризуют письменную речь как вид социальной практики у студентов неязыкового вуза на началь-ной ступени обучения.
Методология. Методологической основой исследования стали теории деятельностного подхода и коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, а также идеи социолинг-вистики, на основе которых были разработаны три инструмента: анкета самооценки студен-тами их ценностных установок и мотивации к созданию письменного текста, анкета само-оценки степени самостоятельности в процессе создания текста и умений (само)рефлексии, письменный тест.
Результаты. Авторы исследовали проблему содержания понятия письменной речи как социальной практики в вузе, которая характеризуется наличием ценностно-смыслового, моти-вационного, когнитивного и поведенческого аспектов. На основе анализа эмпирических данных, выявлено отсутствие важных ценностных установок и мотивации к созданию текста, кото-рые влияют, насколько идентичность автора текста транслируется в создаваемом письмен-ном тексте в процессе порождения смысла. Выявлен низкий уровень самостоятельности и (само)рефлексии при создании письменного текста. На основании данных письменного тести-рования, сделан вывод о том, что даже при наличии способности корректно лексически и грам-матически оформить мысли в тексте, наименее сформированными являются умения начинаю-щих авторов логично излагать мысли с опорой на контраргументы, организовать текст на макро- и микроуровнях как единое целое, использовать средства когезии и формулировать ав-торскую позицию с учетом специфики дисциплины.
Заключение. Делается вывод, что у студентов неязыкового вуза на начальной ступени обучения не сформированы важные ценностные установки и мотивация, самостоятельность и (само)рефлексия в процессе создания письменного текста, а также умения иноязычной ака-демической письменной речи, которые составляют содержание письменной речи как социаль-ной практики с учетом ее ценностно-смыслового, мотивационного, когнитивного и поведенче-ского аспектов.