?
Историзм и его критики
Историзм в широком смысле определяется как принцип исторической науки, пред-
полагающий рассмотрение явлений в их развитии и в связи с конкретными обстоя-
тельствами изучаемого прошлого. В более узком смысле историзм есть направление
европейской исторической науки, возникшее под влиянием немецкого романтизма и
гегельянства. Характерными его чертами являются позаимствованный у романтиков
тезис об уникальности и неповторимости индивидов, культур и эпох, противопостав-
ление методов естественных и гуманитарных наук, взгляд на историю как прежде всего
историю «духа». Преодоление этой программы в исторической науке происходило на
протяжении первых десятилетий XX в., философская критика была связана в первую
очередь с релятивизмом. Поэтому критика К. Поппером «историцизма» вообще не
имеет отношения к этим дискуссиям, да и к немецкому Historismus как таковому. Ин-
детерминизм Поппера и Хайека родствен именно немецкому Historismus, а их прямой
предшественник и учитель Л. фон Мизес развивал идеи исторической школы нацио-
нал-экономии. В споре о позитивизме в социологии, перешедшем в спор о герменев-
тике, участвовал ученик Поппера, Х. Альберт, отвергавший методологический дуализм,
сохранявшийся в «эмансипативной» герменевтике Ю. Хабермаса и К.-О. Апеля, но он
уже никак не сводил историзм к экономическому детерминизму. Среди противников
историзма в политической философии значительное место занимает Л. Штраус, в по-
лемике которого с А. Кожевом историзм направлен не только против гегельянства или
романтизма – он выводится из того видения человеческой природы, которое свойственно Новому времени, начиная с Макиавелли и Гоббса.