• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Историзм и его критики

Вопросы философии. 2018. № 12. С. 24-36.

Историзм в широком смысле определяется как принцип исторической науки, пред-

полагающий рассмотрение явлений в их развитии и в связи с конкретными обстоя-

тельствами изучаемого прошлого. В более узком смысле историзм есть направление

европейской исторической науки, возникшее под влиянием немецкого романтизма и

гегельянства. Характерными его чертами являются позаимствованный у романтиков

тезис об уникальности и неповторимости индивидов, культур и эпох, противопостав-

ление методов естественных и гуманитарных наук, взгляд на историю как прежде всего

историю «духа». Преодоление этой программы в исторической науке происходило на

протяжении первых десятилетий XX в., философская критика была связана в первую

очередь с релятивизмом. Поэтому критика К. Поппером «историцизма» вообще не

имеет отношения к этим дискуссиям, да и к немецкому Historismus как таковому. Ин-

детерминизм Поппера и Хайека родствен именно немецкому Historismus, а их прямой

предшественник и учитель Л. фон Мизес развивал идеи исторической школы нацио-

нал-экономии. В споре о позитивизме в социологии, перешедшем в спор о герменев-

тике, участвовал ученик Поппера, Х. Альберт, отвергавший методологический дуализм,

сохранявшийся в «эмансипативной» герменевтике Ю. Хабермаса и К.-О. Апеля, но он

уже никак не сводил историзм к экономическому детерминизму. Среди противников

историзма в политической философии значительное место занимает Л. Штраус, в по-

лемике которого с А. Кожевом историзм направлен не только против гегельянства или

романтизма – он выводится из того видения человеческой природы, которое свойственно Новому времени, начиная с Макиавелли и Гоббса.