• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Способы моделирования таинственного в романах The Ministry of Fear Г. Грина и The Heat of the Day Э. Боуэн

В статье сравниваются два английских романа ХХ века – The Ministry of Fear (1943) Грэма Грина и The Heat of the Day (1949) Элизабет Боуэн – с точки зрения приемов, используемых их авторами для создания атмосферы таинственности. Выбор материала обусловлен очевидным сходством сюжетов романов, а также тем, что оба автора служили агентами британской разведки во время Второй мировой войны и, таким образом, их взгляд на шпионаж (который является центральной темой обоих романов) имеет смысл внимательно изучить. Цель данного исследования – выявить причины, по которым эти литературные произведения вызывают у читателя чувство тревоги и трепета. Кроме того, мы стремились понять, используют ли авторы одинаковые или разные методы, когда хотят ввести таинственное в сюжет.

Анализу методов моделирования таинственного предшествует изучение особенностей жанра. Такого рода исследование необходимо было провести, поскольку тайна в литературе всегда рассматривалась как неотъемлемая часть детективного сюжета, шпионского сюжета или хоррора и исследование было бы неполным без глубокого понимания, в чем состоит связь романов с этими жанрами и как они появились и развивались. Делается вывод о том, что жанр The Ministry of Fear и The Heat of the Day можно наиболее точно обозначить как "психологический шпионский триллер", так как в этих романах, с одной стороны, присутствуют многие характерные черты шпионской истории, а с другой, основное внимание уделяется внутреннему миру и чувствам героев. Анализ романов показывает, что они похожи в том, как в них интерпретируется экзистенциальная проблема "другого", а также в том, как используется мотив двойничества. Главные герои обоих романов (Артур Роу в The Ministry of Fear и Стелла Родни в The Heat of the Day) ищут врага, а находят его в самих себе. В то же время каждая из двух систем персонажей имеет свои пары "двойников": в то время как в романе Боуэн есть только одна, хотя и очень важная, пара (Роберт Келвей и Роберт Харрисон), в романе Грина их много, так как здесь большинство персонажей живут двойной жизнью. При этом наиболее важно подчеркнуть мотив двойничества в той части сюжета, где Артур Роу теряет память и становится мистером Дигби.  

Тем не менее, при создании эффекта саспенса авторы используют различные приемы. В то время как Грэм Грин достигает саспенса путем изменения темпа, который становится быстрее каждый раз, когда должно произойти что-то ужасное или шокирующее, Элизабет Боуэн использует лакуны в сюжете. Недостающая информация заставляет читателя недоумевать и пытаться заполнить пробелы самостоятельно, и тот факт, что автор никогда не дает ему окончательного ответа о том, правильно ли он догадался, усиливает его беспокойство.