• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Социологическая «калорийность» кулинарное, культурное и пространственное «измерения» еды

Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 1. С. 302-324.

Статья задумывалась как рецензия на книгу Кэролин Стил «Голодный город: как еда

определяет нашу жизнь», однако показавшееся автору необходимым предисловие

о причинах и вариациях социологического интереса к феномену еды превратило ре-

цензию в размышление о способах (около)социологического анализа роли еды в со-

временном обществе потребления, которая давно не сводится к простому «топливу»,

обеспечивающему бесперебойное функционирование человека как существа биоло-

гического. В качестве отчетливо сформировавшихся контекстов научного осмысления

еды, которые могут быть интересны для социологов, в статье рассмотрены: макроэко-

номический подход (разнообразные трактовки продовольственной безопасности —

от социально-экономической до (гео)политической, в частности, это российский

государственный политизированный дискурс импортозамещения, игнорирующий

реальные продовольственные практики и возможности населения); гендерно-эконо-

мический («феминизированная» версия экономической истории); кулинарно-идео-

логический (когда за ширмой кулинарных рецептов и моделями развития общепита

скрываются идеологически нагруженные дидактические указания об обязательном

образе жизни, т.

е. «политическая диетология»); историко-культурно-антропологиче

-

ский (попытки реконструировать сокрытые в еде социокультурные коды и роль еды

в эпохальных событиях прошлого) и др. Обозначение широчайших границ нынеш-

него научного разговора о еде позволило автору показать, что книга «Голодный го-

род» — почти идеальный пример социологического анализа социального бытования

еды во всем его многообразии (производство и транспортировка продовольствия,

урбанизация и продуктовые рынки, трансформации пространства домашних кухонь

и развитие системы общественного питания, социальная роль совместной трапезы

и утилизация отходов, социальная справедливость и утопизм), хотя в фокусе внима-

ния книги находится всего одна кулинарная культура (английская).