• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Человеческий фактор в организационной структуре образовательного учреждения

Самоненко И. Ю., Самоненко Ю. А., Жильцова О. А.

В статье дается анализ психологического содержания понятия «человеческий фактор», обосновывается целесообразность выделения в его содержании субъектной составляющей. Именно она развертывается в систему характеристик, в первую очередь определяющих эффективность трудовой и учебной деятельности. Состав этих характеристик устанавливается при сравнении двух генетически связанных структур социальных образований. Первая структура отражает объективную диспозицию функций участников коллективного труда. Другая, уподобленная первой, представляет собой структуру «внутренней» активности человека, выступающей в идеальной, психической форме. Данное утверждение является основной идеей, развиваемой в настоящей работе эргатической концепции субъекта. Ее основные положения хорошо согласуются с постулатами системно-деятельностного и культурно-исторического подходов к пониманию закономерностей становления и развития психики. Базовые положения этой концепции могут быть использованы для разработки моделей, решающих ряд организационных проблем, в которых человеческий, а точнее, субъективный фактор может оказать положительное влияние на повышение эффективности работы команды. Таким образом создаются благоприятные условия и для развития самого субъекта-индивида трудовой и учебной деятельности.