• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Карлики в древнеиндийской религиозной иконографии. Уровни интерпретации

Фигура карлика в индийском искусстве прошла путь от отображения древнейших якш, автохтонного хтонического культа, до представления эзотерических существ тантрических учений. Они играют второстепенную, но немаловажную роль в иконографии. Ключ к многообразию значений образа карликов кроется в системе пропорционирования индийского искусства – таламана, согласно которой пропорции персонажа зависят от того места  в иерархии, которое он занимает. Эта система изложена в трактатах для скульпторов – шильпашастрах. Однако реальные изображения часто не соответствуют предписаниям, изложенным в них.

В первую очередь, в виде карликов изображаются якши – хтонические божества, тесно связанные с землёй, идеями изобилия и плодородия. Также ганы – служки божеств, но помимо этого, разнообразные религиозные понятия. Благодаря строению с укороченными руками и ногами, данные изображения выглядят как метафора, обладая необходимой долей условности.  Помимо этого в них отображаются многие процессы и изменения в культуре и религии. К примеру, можно проследить внедрение идеологии бхакти в религиозное мышление, изменившее отношение к объекту поклонения.