• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Автор и адресат в жанре "письмо в газету" (на материале эмигрантских и советских газет 20–х гг. XX в.)

В статье рассматриваются особенности автора и адресата в жанре «письмо в газету» в двух разных коммуникативных пространствах: в эмиграции и в советской России. Фигура автора писем в газеты рассматривается с точки зрения двух оппозиций: 1) Количество пишущих: персональный vs. коллективный автор; 2) Личностное начало в тексте: человек частный vs. человек социальный. Анализ способов выражения автора в тексте писем позволяет показать, что в советских газетах «общественное» тяготеет над «частным», в то время как в письмах в эмигрантские газеты эти две сферы представлены в равной мере. Ключевым для анализа адресата в рамках данного жанра является участие в соответствующей коммуникативной ситуации не одного, а трех типов адресата: массового, формального и целевого. Массовый адресат – это вся читательская аудитория газеты, формальный – редактор газеты, к которому автор письма обращается ради соблюдения норм этикета, под целевым адресатом понимается человек или группа людей, к которым в действительности обращено речевое намерение автора письма, и которые упоминаются в тексте письма. В статье показано, как взаимодействуют эти три типа адресата и какими языковыми средствами они обозначаются в письмах, при этом особое внимание уделяется различиям между письмами в эмиграции и в СССР. Одним из важных выводов является тот факт, что наличие массового адресата в коммуникативной ситуации «письмо в газету» приводит к очень важным смещениям в области типовых интенций конкретных типов писем.