• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ РОССИЙСКИХ РАБОЧИХ: СОСТОЯНИЕ, ДИНАМИКА, ФАКТОРЫ

Тихонова Н. Е., Каравай А. В.

 статье показано, что образовательный уровень российских рабочих довольно высок, хотя у подавляющего большинства из них нет профессиональной подготовки по той специальности, по которой они работают, или по близкой к ней (за исключением обучения непосредственно на рабочем месте). Более того, они не повышают и не стремятся повышать свою квалификацию. Продемонстрировано, что все эти особенности в последние годы усилились и что ключевые для развития данных негативных тенденций факторы - институционального характера, прежде всего незначимость в масштабах страны для уровня зарплат рабочих продолжительности их обучения или уровня профессионализма. Положительно влияет на их зарплату лишь наличие диплома о высшем образовании, который выступает для работодателя маркером большей социализированности, поскольку полученная в вузе специальность никак не соотносится у подавляющего большинства из них с профилем их деятельности. Падение ценности профессионализма и депрофессионализация не только рабочих, но и других российских работников, активно разворачивающаяся сейчас в России под лозунгами перехода к компетентностному подходу, ведет к тому, что в национальной производственной культуре постепенно утрачиваются ценности профессионализма. Однако видеть складывающуюся в области человеческого капитала рабочих картину исключительно в черном цвете тоже было бы неверно, поскольку у трети из них ярко выражена способность к обучению и переобучению, и при грамотной государственной политике именно эта часть рабочих способна стать кадровым резервом для технологического прорыва страны.