• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Антииудейская полемика в «Собеседованиях» Илии, митрополита Нисивина, и везира Абу-л-Касима ал-Магриби

В настоящей работе предлагается рассмотрение одного из аспектов, а именно, антииудейской полемики, примечательного памятника арабо-христианской письменности XI в., «Собеседований» Илии, митрополита Нисивина (975–1046), с мусульманским собеседником, везиром Абу-л-Касимом ал-Магриби (981–1027). Изложение содержания «собеседований» Илии и Абу-л-Касима известно в двух существенно различающихся редакциях. Одна из них представлена в «Книге собеседований», другая – в «Послании» митрополита к везиру. Различие редакций затрагивает и рассматриваемый в статье аcпект. Антииудейская полемика в «Послании» носит более личный и непосредственный характер, тогда как в «Книге собеседований» она фактически сведена к цитатам из Корана и из его толкования знаменитого ат-Табари (839–923), приведенным, к тому же, по другому поводу. В связи с этим рассматривается вопрос о соотношении редакций «Собеседований» в целом. Перенеся логику редакции, превратившей «Послание» Илии везиру в его «Книгу собеседований», на разворачивание антииудейской полемики в «Послании» и ее сворачивание в «Книге», автор статьи приходит к выводам, что роль иудеев в межрелигиозных отношениях была одним из предметов, вызывавших интерес Абу-л-Касима ал-Магриби, и тот факт, что наиболее яркие антииудейские пассажи из «Послания» при его обработке после смерти везира были Илией удалены, свидетельствует о том, что в ряду важных для него апологетических тем, вне связи с личным интересом Абу-л-Касима, антииудейская полемика не была представлена, но использовалась как тема, позволявшая сблизиться с везиром.