• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Копинг-стратегии как механизмы адаптации иностранных студентов к условиям российской образовательной среды

Жданова С. Ю., Федотова В. А.

Актуальность. Успешность обучения иностранных студентов зависит от социокультурной адаптации в стране пребывания. Студенты, обучающиеся в России, используют различные поведенческие, эмоциональные и когнитивные стратегии совладания со стрессом. Доминирующие копинг-стратегии помогают легче адаптироваться к  новым условиям образовательной среды ВУЗа. При этом, помимо академической, личностной и социально-психологической адаптации, для иностранных студентов адаптация к новой культуре так же вызывает некоторые сложности. Несмотря на наличие небольшого ряда исследований, направленных на изучение стратегий адаптации иностранных студентах, следует отметить то, что в большинстве из них студенты не дифференцированы по национальности, не говоря уже о разделении по культурной специфике. Вырабатываемые копинг-стратегии связаны с тем, насколько культура иностранных студентов отлична от культуры принимающей стороны.

Цель работы. Целью работы было выявление особенностей копинг-стратегий и различий в шкалах социокультурной адаптации иностранных студентов в зависимости от принадлежности к культуре.

Методика. В качестве методического инструментария выступили два опросника - Методика Revised Sociocultural Adaptation Scale (SCAS-R) (Wilson, 2013) и «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (Strategic Approach to Coping Scale – SACS) (Водопьянова, Старченкова, 2009). В исследовании приняли участие  студенты из бывших стран СНГ (n=65) и Китая (n=39), обучающиеся на данный момент в российских ВУЗах.

Результаты. В ходе исследования было выявлено, что у представителей бывших стран СНГ, чья культура схожа с российской по критериям полиактивности, коллективизма и полихронности, доминирующими являются непрямая и пассивная (осторожная модель поведения) копинг-стратегии. В то время, как у студентов из Китая, чью культуру можно охарактеризовать, как высококонтекстуальную, реактивную, с преобладанием коллективизма и феминизма, доминирующей является просоциальная стратегия поведения, которая выражается в поиске социальной поддержки и вступлению в социальный контакт. По шкалам социокультурной адаптации имеются различия по академической адаптации и уровню владения русским языком.

Выводы. Представители высококонтекстуальной и реактивной культур (китайские студенты) труднее всего адаптируются к особенностям обучения, требованиям высшей школы и общению на родном языке принимающей стороны. Этот же тип культуры лежит в основе формирования просоциальной стратегии. У представителей полиактивной и полихронной культуры доминируют непрямая и пассивная копинг-стратегии.