• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 60 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Волкова Н. В., Чикер В. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. № 4. С. 21-38.

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи профессиональной мотивации, уровня самомониторинга и принадлежности к определенному поколению у 142 новых сотрудников двух организаций г. Санкт-Петербурга. Использованные методики: «Шкала самомониторинга» М. Снайдера, опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна дополненный шкалой «Патриотизм» из опросника «Привлекательность культуры» В.М. Снеткова, опросник «Шкала организационной лояльности персонала» Л. Портера. Выявлены существенные различия в самомониторинге и карьерных ориентациях, влияющих на результаты адаптации к организации, у представителей трех возрастных групп: Беби Бумеры (1946—1964 гг. рождения), поколение Х (1965—1983), поколение Y (1984 и позже). Наиболее высокие показатели адаптированности получены в группах Беби Бумеров и X. У представителей группы Y выявлены противоречивые социальные установки и представления об организационной жизни.

Добавлено: 3 февраля 2016
Статья
Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 1. С. 66-83.

Научная значимость 

В социальных сетях представлены «виртуальные» идентичности, нередко отличающиеся от «реальных» идентичностей (как они сложились в реальной жизни). Когда пользователь социальных сетей конструирует более одной идентичности, их можно называть альтернативными. В эмпирическом исследовании использован кейс, предоставленный Harvard Good Play Project. На основании глубинных интервью с 42 испытуемыми (три группы: 15—17, 18—21 и 22—25 лет; в каждой группе поровну мужчин и женщин) изучены особенности конструирования и презентирования альтернативной идентичности в социальных сетях. Материалы интервью обработаны с помощью компьютерного контент-анализа, нарративного и дисперсионного анализа. Выявлены возрастные и половые различия в конструировании альтернативных идентичностей и в отношении к их содержательной стороне.

Новизна и оригинальность

В  силу немногочисленности имеющихся эмпирических данных о своеобразии феноменов альтернативной идентичности, их генеза, динамики и связей с внесетевой идентичностью новизну и оригинальность выполненного исследования составляют представленные в работе:  специфика контента альтернативной идентичности, описание реакций (когнитивных, эмоциональных, действенных) пользователей при столкновении с альтернативной идентичностью, анализ основных  причины конструирования альтернативной идентичности.

Актуальность

Проблематика проявлений идентичности в Интернете вызывает значительный интерес как у психологов, так и у культурологов, философов, антропологов, социологов. Среди распространенных применений сервисов Интернета одними из наиболее интересных для психологического изучения могут быть названы  разнообразные трансформации собственной идентичности, под которыми подразумевается как частичное изменение сведений о себе, лежащих в основе самопрезентации, так и конструирование сетевой идентичности, по большинству параметров отличной от реальной — вплоть до выбора другого имени, пола, биографии, профессии и т.п.,  представления чужих, в том числе случайно выбранных фотографий. Презентация не существующих в реальности (фальшивых) персон, по сути, является ложью, однако пользователи социальных сетей склонны считать такую ложь позволительной. В статье представлен анализ теоретических и эмпирических исследований, связанных с проблемой идентичности в сети.

Добавлено: 13 ноября 2013
Статья
Григорьев Д. С. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 4. С. 54-67.

Одним из самых признанных и известных на сегодняшний день подходов, призванных обеспечить гармонизацию межкультурных отношений в поликультурном обществе, является многокомпонентная модель мультикультурализма канадского кросс-культурного психолога Джона Берри. Однако в свете психологии социального познания можно отметить, что в данной модели недостаточно четко определена связь мультикультурной идеологии с различными принципами межгрупповой категоризации. Эмпирические исследования, проводимые в рамках модели Дж. Берри и психологии социального познания, до сих пор рассматривают межгрупповые отношения несколько изолированно друг от друга. В представляемом здесь поисковом исследовании изучалась взаимосвязь различных принципов межэтнической категоризации (ассимиляционизм, этнический дальтонизм, мультикультурализм, поликультурализм) и мультикультурной идеологии в понимании Дж. Берри. В ходе исследования был проведен опрос этнически русских респондентов из Центрального федерального округа России. Для анализа собранных данных применялось моделирование структурными уравнениями. Результаты анализа данных показали положительную связь мультикультурной идеологии с дальтонической, мультикультурной и поликультурной категоризацией, а также отрицательную связь с ассимиляционной категоризацией. Хотя дальтоническая категоризация, предполагающая отрицание культурного многообразия, обнаружила положительную связь с мультикультурной идеологией, размер эффекта для данной связи является малым. Выводы: одобрение и поддержка культурного многообразия и эгалитаризма (что, согласно Дж. Берри, составляет содержательное ядро мультикультурализма), могут осуществляться в России посредством поликультурной, мультикультурной и в меньшей степени дальтонической категоризации. В дальнейших исследованиях планируется установить, при каких условиях данные принципы межэтнической категоризации (или их комбинация) наиболее эффективны.

Добавлено: 9 февраля 2018
Статья
Гордеева Т. О. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 3. С. 63-78.

В статье анализируется современное состояние проблемы внутренней и внешней мотивации деятельности. Рассматривается вклад отечественных авторов в ее решение, а также подход к выделению типов внутренней и внешней мотивации, предлагаемый в рамках теории самодетерминации (Э. Диси и Р. Райан). Предложена новая концептуализация внутренней и разных типов внешней мотивации, основанная на представлениях о базовых психологических потребностях и позволяющая охарактеризовать основные типы мотивации деятельности, различающиеся по содержанию и происхождению. Внутренняя мотивация определяется как задаваемая базовыми потребностями человека в достижении, саморазвитии и познании (на примере внутренней мотивации учебной деятельности), отличающихся ненасыщаемостью. Функционирование внешней мотивации обеспечивается фрустрацией или удовлетворением потребностей в автономии, уважении и принятии. Внутри внешней мотивации выделяются автономный и контролируемый типы мотивации деятельности, отличающиеся по содержательной направленности, вкладу в эффективность деятельности и связи с психологическим благополучием. Автономная внешняя мотивация не препятствует академическим и профессиональным достижениям и субъективному благополучию субъекта деятельности. Доминирование контролируемой мотивации связано со сниженным субъективным благополучием, не способствует академическим и профессиональным достижениям. В статье приводятся результаты эмпирических исследований автора, подтверждающие продуктивность выдвинутой модели внутренней/ внешней мотивации деятельности, а также ее преимущества по отношению к альтернативным отечественным и зарубежным моделям.

 

Добавлено: 18 октября 2014
Статья
Орел Е. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2007. № 2.
Добавлено: 26 августа 2010
Статья
Агадуллина Е. Р., Котова М. В. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 1. С. 97-105.

 

В статье рассматриваются подходы к определению понятия «воспринимаемая целостность группы». Проводятся исследовательские данные о связи воспринимаемой целостности группы с приписыванием ей различных уровней и видов активности.

Добавлено: 9 октября 2012
Статья
Семенов И. Н. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 3. С. 3-20.

Актуальность. Научная и научно-организационная деятельность психолога с мировым именем А.Н. Леонтьева вызывает постоянный интерес специалистов в области человекознания, методологов и историков психологии. В связи с 115-летним юбилеем этого выдающегося ученого представляется актуальным напомнить читателям о малоизученных аспектах его жизнетворчества.

Цель. Описание вклада А.Н. Леонтьева в разработку инженерно-психологических, эргономических и рефлексивно-акмеологических проблем в 1950—1970-х гг.

Методы. Науковедческий анализ с позиций рефлексивной психологии и персонологии; методологический анализ.

Результаты. Подробно освещены недостаточно отраженные в историко-научной литературе аспекты научного наследия А.Н. Леонтьева, такие как его фундаментальные исследования продуктивного мышления и научной деятельности, а также прикладные разработки в области инженерной психологии и эргономики. Показан фундаментальный вклад ученого в современное человекознание и в институциональное строительство психологической науки.

Выводы. Научное творчество А.Н. Леонтьева в сфере психологии носит междисциплинарный характер, поскольку в нем синтезированы методологические ориентациисовременного человекознания — естественно-научная, технико-кибернетическая, социогуманитарная. Венцом огромной научно-организационной деятельности А.Н. Леонтьева стала масштабная институциализация отечественной психологии, которая потребовала от него не меньше прозорливости и интуиции, ума и воли, дипломатии и энергии, чем его выдающаяся творческая деятельность на ниве человекознания в сфере философии, психологии, эргономики и педагогики.

Поступила: 20.06.2018 Принята к публикации: 04.07.2018

Добавлено: 26 февраля 2019
Статья
Гордеева Т. О., Шепелева Е. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 3. С. 33-45.

На репрезентативной выборке учащихся 6—11-х классов массовых школ (N=665) показано, что школьники, демонстрирующие высокую академическую успешность (АУ), характеризуются особым профилем доминирующих у них мотивов учебной деятельности с преобладанием внутренней мотивации и значимо менее выраженной внешней мотивацией, основанной на стремлении получить признание родителей, учителей и одноклассников. Различия во внешней мотивации мальчиков и девочек позволяют объяснить феномен гендерных различий в АУ, в частности, более высокую АУ девочек. Эти данные необходимо учитывать при отборе в специальные классы и школы для одаренных, а также при разработке программ для развития и подержания внутренней учебной мотивации детей учителями и родителями в рамках семейного воспитания.

Добавлено: 19 октября 2014
Статья
Новикова М. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 3. С. 76-86.

На выборке из 500 студентов-психологов рассмотрены гендерные раз- личия самооценки интеллекта (СОИ) и ее связи с успешностью обучения. Показаны значимые различия в высоте СОИ у мужчин и женщин. Обсужда- ется возможность рассмотрения СОИ в качестве переменной, связывающей интеллектуально-личностный потенциал субъекта с успешностью учебной деятельности. 

 

Добавлено: 3 октября 2017
Статья
Орлов А. Б. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1979. № 2. С. 65-79.
Добавлено: 25 марта 2013
Статья
Россохин А. В., Федорова С. М. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 4. С. 106-118.

статья по психоанализу

Добавлено: 16 марта 2015
Статья
Варга А. Я., Федорович Е. Ю., Митина О. В. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. Т. 2. С. 77-93.

Наряду с общепринятыми представлениями о положительном влиянии ДП на развитие и психологическое благополучие детей увеличивается поток исследований, более осторожно оценивающих роль ДП в жизни современной городской семьи. С нашей точки зрения, существующие противоречивые данные могут быть разрешены с помощью представления о ДП как об интегральной и важной части всей семейной системы: появление ДП в семье может быть связано с необходимостью поддержания и регуляции гомеостаза семейной системы. Мы решили проверить это предположение в эмпирическом исследовании, задачи которого состояли в следующем: 1) выявить связь между возрастом ребёнка/сиблингов в семье и появлением в ней ДП. 2) соотнести полученные данные с этапами жизненного цикла семьи. На основе опросов, проводившихся среди студентов первых курсов факультета психологии МГУ (n=658) и среди клиентов ветеринарного врача (n=75) в 2008—2012 гг., была проанализирована зависимость частоты появления животных — домашних питомцев (ДП), которых респонденты считали «членом семьи», от возраста детей/ребенка в семье на момент его приобретения. Согласно результатам нашего исследования, наиболее часто ДП в семье с единственным ребенком приходятся на периоды, когда ему исполняется 7, 9, 13 и 16 лет; в семье с двумя детьми на периоды 7, 9, 13 лет, в случае для младшего ребёнка, и 12-16 лет для старшего). Выявленные нами «пики» заведения ДП приходятся на те периоды, когда семьи переживают нормативные кризисы, не связанные с изменением семейной структуры, но с рядом других факторов, в частности, с необходимостью соприкосновения с внешним социумом или с резким изменением потребностей психического развития ребенка. Обнаруженные нами «пики» заведения ДП в моменты нормативных кризисов семьи могут свидетельствовать о включенности ДП в регуляцию гомеостаза семейной системы.

Добавлено: 23 ноября 2015
Статья
Леонтьев Д. А., Фам А. Х. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 1. С. 39-53.
Добавлено: 22 июня 2011
Статья
Орлов А. Б. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1990. № 2. С. 55-58.
Добавлено: 10 февраля 2010
Статья
Леонтьев Д. А., Клейн К. Г. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 4. С. 106-119.

Качество мотивации — это характеристика природы побуждения, проявляющаяся в том, насколько мотивация конкретной деятельности связана с ее процессом (внутренняя мотивация) или с отчужденным результатом (внешняя мотивация), а также промежу- точными формами между ними (Э. Деси, Р. Райан и др.). В данном ис- следовании был поставлен вопрос: как качество мотивации учебной деятельности студентов связано с сопровождающими деятельность переживаниями удовольствия, смысла и усилия, а также пустоты как их отсутствия (в терминах трехмерной модели переживаний в деятель- ности Д.А. Леонтьева)?

Цель. Эмпирически выявить и установить закономерности связей между качеством мотивации учебной деятельности и сопровождающими ее переживаниями.

Методы. Использовались методики: «Шкала универсального воспри- нимаемого локуса каузальности» (УВОЛК) К. Шелдона и др. и «Диагно- стика переживаний в деятельности» (ДПД) Д.А. Леонтьева. Исследование проведено на 367 студентах двух московских вузов в возрасте 17—24 лет (M=18.35; SD=1.00).

Выводы. Обнаружились значимые связи между параметрами мо- тивации и переживаниями, относящимися к одной и той же (учебной) деятельности и незначимые или слабые связи между переживаниями и параметрами мотивации в разных деятельностях.

Добавлено: 22 октября 2018
Статья
Смирнов С. Д., Чумакова М. А., Корнилов С. А. и др. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 3. С. 39-59.

В статье представлены результаты серии из пяти исследований . В них на разных выборках группы «нормы» выявлены связи показателей стратегий в Игровой задаче Айова (Iowa Gambling Task IGT ) с интеллектом (общим, вербальным), исполнительными функциями (шифтингом, ингибицией и апдейтингом), с личностными свойствами, отражающими отношение к неопределенности (толерантность и интолерантность к неопределенности) , и чертами Большой пятерки.

Целями нашего цикла исследований выступила проверка гипотез о роли интеллекта в качестве предиктора стратегий выборов в Айова - тесте, о вкладе ряд а исполнительных функций в регуляцию стратегий, о роли толерантности и интолерантности к неопределенности как личностного свойства, также выступающего предиктором стратегий. и установление специфики стратегий прогнозирования для выборки военных руководителей среднего звена, чья профессия сопряжена с особым риском.

Основной методикой выступила Игровая задача Айова . Она предполагает прогностическую активность человека в регуляции им последовательности выборов из четырех колод «карт», для которых возможность выигрыша и проигрыша меняется случайным образом. В решении такой прогностической задачи, как утверждается гипотезой «соматических маркеров » А. Дамасио, ведущую роль играют эмоциональные компоненты обратной связи.

В исследованиях 1 - 3 участвовали студенты и гражданские лица разных профессий; в исследованиях 4 - 5 – военные руководители среднего звена.

Кроме IGT применялись также экспериментальные процедуры оценивания исполнительных функций ( Go / No Go ) и диагностические методики: тестовые батареи ROADS и ICAR (для тестирования интеллекта), Краткий ориентировочный тест — КОТ, личностные опросники НТН – Новый опросник толерантности к неопределенности, КОБП (TIPI) – Краткий опросник Большой пятерки, ЛФР – Личностные факторы принятия решений.

Установлены положительные вклады интеллекта, а также исполнительных функций — шифтинга и ингибиции — в эффективность принятия решений и в динамику становления стратегий выборов , что свидетельствует в пользу когнитивной ориентировки в ситуации неопределенности, моделируемой игровой задачей Айова. На двух выборках военных руководителей среднего звена найден ы также отличия в показателях стратегий и личностной регуляции выборов. Обнаружено , ч то именно в условиях максимальной неопределенности на первом этапе игры значимый вклад в показатели стратегий вносят личностные факторы — толерантность к неопределенности у гражданских лиц и готовность к риску у военных. Интолерантность к неопределенности выполняет регулятивную роль на следующих этапах стратегии в игре (снижая частоту смены колод и определяя угол кривой роста названных показателей). Личностные факторы Большой пятерки, протестированные на выборке военнослужащих, не выступили предикторами стратегий в игровой задаче Айова

Добавлено: 11 декабря 2017
Статья
Жданова С. Ю., Федотова В. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 4. С. 89-105.

Актуальность. Успешность обучения иностранных студентов зависит от социокультурной адаптации в стране пребывания. Студенты, обучающиеся в России, используют различные поведенческие, эмоциональные и когнитивные стратегии совладания со стрессом. Доминирующие копинг-стратегии помогают легче адаптироваться к  новым условиям образовательной среды ВУЗа. При этом, помимо академической, личностной и социально-психологической адаптации, для иностранных студентов адаптация к новой культуре так же вызывает некоторые сложности. Несмотря на наличие небольшого ряда исследований, направленных на изучение стратегий адаптации иностранных студентах, следует отметить то, что в большинстве из них студенты не дифференцированы по национальности, не говоря уже о разделении по культурной специфике. Вырабатываемые копинг-стратегии связаны с тем, насколько культура иностранных студентов отлична от культуры принимающей стороны.

Цель работы. Целью работы было выявление особенностей копинг-стратегий и различий в шкалах социокультурной адаптации иностранных студентов в зависимости от принадлежности к культуре.

Методика. В качестве методического инструментария выступили два опросника - Методика Revised Sociocultural Adaptation Scale (SCAS-R) (Wilson, 2013) и «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (Strategic Approach to Coping Scale – SACS) (Водопьянова, Старченкова, 2009). В исследовании приняли участие  студенты из бывших стран СНГ (n=65) и Китая (n=39), обучающиеся на данный момент в российских ВУЗах.

Результаты. В ходе исследования было выявлено, что у представителей бывших стран СНГ, чья культура схожа с российской по критериям полиактивности, коллективизма и полихронности, доминирующими являются непрямая и пассивная (осторожная модель поведения) копинг-стратегии. В то время, как у студентов из Китая, чью культуру можно охарактеризовать, как высококонтекстуальную, реактивную, с преобладанием коллективизма и феминизма, доминирующей является просоциальная стратегия поведения, которая выражается в поиске социальной поддержки и вступлению в социальный контакт. По шкалам социокультурной адаптации имеются различия по академической адаптации и уровню владения русским языком.

Выводы. Представители высококонтекстуальной и реактивной культур (китайские студенты) труднее всего адаптируются к особенностям обучения, требованиям высшей школы и общению на родном языке принимающей стороны. Этот же тип культуры лежит в основе формирования просоциальной стратегии. У представителей полиактивной и полихронной культуры доминируют непрямая и пассивная копинг-стратегии.

Добавлено: 10 августа 2018
Статья
Осин Е. Н., Рассказова Е. И. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 2. С. 147-165.

В статье обсуждается роль жизнестойкости в организационном контексте и возможности ее психологической диагностики. Представлены результаты исследования, посвященного разработке и проверке надежности, структурной и конвергентной валидности сокращенной версии русскоязычного теста жизнестойкости, разработанного Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой. На основе данных студенческой выборки (N=1285) из полной версии теста (45 пунктов) были отобраны 24 утверждения. Анализ психометрических характеристик краткой версии проводился на выборке сотрудников производственного предприятия (N=4647). Конфирматорный факторный анализ подтвердил одномерную структуру методики (с выделением единого фактора жизнестойкости и двух факторов систематической ошибки, отражающих особенности реакции респондентов на прямые и обратные пункты и не коррелирующих друг с другом и с общим показателем). Показатель внутренней согласованности сокращенной шкалы оказался высоким (альфа Кронбаха 0.91). О конвергентной валидности методики свидетельствуют полученные корреляции с другими показателями психологического благополучия: диспозициональным оптимизмом, оптимистическим атрибутивным стилем, надеждой, общей самоэффективностью, толерантностью к неопределенности, витальностью, удовлетворенностью жизнью и трудовой деятельностью, а также внутренней мотивацией учебной и трудовой деятельности. Полученные результаты позволяют рекомендовать краткую версию в качестве средства экспресс-диагностики жизнестойкости на различных выборках.

Добавлено: 28 марта 2013
Статья
Базаров Т. Ю., Пронин Р. О., Турсунова Ю. Т. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. № 1. С. 78-93.

В статье дается описание предложенного авторами курса "Основы коммуникации": перечисляются его образовательные цели и основные принципы, раскрывается содержание 5 разделов, обозначаются формы контроля знаний. Анализируется трехлетний опыт проведения данного курса на факультете психологии филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г.Ташкенте. На основе обратной связи от студентов делается вывод о позитивной роли разработанного курса на начальном этапе профессиональной социализации психологов. Указываются направления дальнейшего совершенствования курса с целью повышения его эффективности в развитии у студентов-психологов коммуникативной компетентности.

Добавлено: 15 декабря 2016
Статья
Рассказова Е. И. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 3. С. 95-107.

В статье рассматриваются особенности представлений о качестве жизни в различных науках о человеке (психологии, медицине и здравоохранении, экономике и социологии) и соответствующие им требования к методам диагностики. Дается обзор основных типов диагностических инструментов (популяционные индикаторы и индексы, стандартизированные опросники, индивидуализированные техники), обсуждаются их возможности и ограничения.  

Добавлено: 7 октября 2013
Статья
Леонтьев Д. А., Мандрикова Е. Ю. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2005. № 4. С. 37-42.
Добавлено: 2 ноября 2010