• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Дилемма сверхдержавы

Сегодня в социально-политический дискурс и общественное сознание уже прочно вернулся критерий оценки страны в категориях ‘державности’, ‘мощи державы’, ‘сверхдержавы’. Вместе с тем, спецификой такого фундаментального общественного блага как мощь державы является его превентивный характер, что не дает возможности всегда справедливо оценивать приносимые этим благом выгоды. Как следствие, для таких благ становятся вероятными (что не раз подтверждала новейшая история) ситуации несовпадения их справедливой цены и общественной цены, если понимать под последней - легитимный с точки зрения общества объем финансирования такого блага либо допускаемый обществом уровень альтернативных издержек при преимущественном ресурсном обеспечении такого блага. В настоящей работе предлагается и тестируется на эмпирических данных, основанный на экспериментальном решении классической бюджетной дилеммы, подход к измерению общественной цены блага ‘дополнительная мощь державы’ в сравнении с двумя альтернативами – ‘экономической’ (в альтернативном росте материального благосостояния граждан) и ‘гуманитарной’ (в альтернативном усилении институтов охраны жизни и здоровья граждан). Показано существование биполярной мировоззренческой структуры российского общества по отношению к системе указанных альтернатив. Даются количественные оценки общественно допустимых альтернативных издержек финансирования блага ‘дополнительная мощь державы’ в двух её коннотациях – (1) как инструмента защиты национального суверенитета, (2) как инструмента восстановления геополитического равновесия. Выявляются социально-групповые факторы, определяющие общественный выбор в рассматриваемой системе альтернатив.